- все
- архив
- интервью
- углубленные исследования
- новости
Второй эпизод репортажа Мартины Ферлизи, выбранный в 2020 году жюри питчинга «Лучший из романов»
В Вальтеллине в первые десятилетия двадцатого века были заложены основы того, что должно было стать одним из крупнейших санаториев в Европе, специализирующимся на лечении туберкулеза, но, прежде всего, знаком всеобщего права на здоровье, которого решительно добивались врачи и архитекторы, убежденные в необходимости больничных учреждений, укорененных на данной территории, функциональных и доступных для всех. Что осталось от этого видения во времена, отмеченные новой пандемией и фундаментальной потребностью в лечении? Il Villaggio Morelli Мартина Ферлизи — один из двух репортажей, выбранных на Festivaletteratura 2020 жюри питчинга Meglio di un romanzo для создания эпизодов на сайте фестиваля и в журнале Q Code. Второй эпизод (первый эпизод читайте здесь) посвящен истории медицины tbc и санитарным мерам, которые в Италии, начиная с 1927 года, заложили основу первой, впечатляющей стройки Sanatori di Sondalo.
ТУБЕРКУЛЕЗ. ДОЛГАЯ ИСТОРИЯ
[byMartina Ferlisi]
24 марта для многих — день, похожий на любой другой. 24 марта 1882 года , для большинства, не является датой, которую следует помнить. Это одна из тех дат, которые вы изучаете в школе, которые вы подчеркиваете на потрепанных страницах учебника истории или о которых учитель может спросить вас во время вопроса. И все же это не просто дата.
24 марта 1882 года доктор Роберт Кох , прусский бактериолог и микробиолог, наконец-то раскрыл причину самого страшного и опасного заболевания всего века — туберкулеза i. До этого времени ученые делились на тех, кто утверждал, что болезнь является наследственной, и тех, кто был убежден, что она заразна. Было выдвинуто множество гипотез, но причины остались неизвестными. Его открытие не оставляло сомнений: бактерия,mycobacterium tuberculosis,, переименованная в «бациллу Коха», была ответственна за многие, многие смерти и столетия суеверий, страхов и романтических фантазий. В память об этой дате каждый год 24 марта мы отмечаем Всемирный день борьбы с туберкулезом — призыв остановиться и задуматься и, как мы читаем на сайте ВОЗ, «повысить осведомленность о разрушительных медицинских, социальных и экономических последствиях этого заболевания и активизировать усилия по прекращению эпидемии туберкулеза». Да, верно, туберкулез.
(загрузка. ) Генрих Герман Роберт Кох в 1900 году. Из Википедии.
Но как? Туберкулез? Но разве он не исчез? Как это возможно, что мы все еще говорим об эпидемии в 2021 году? Некоторые спросят себя. Правда заключается в том, что туберкулез не только не исчез, он по-прежнему является одним из самых распространенных инфекционных заболеваний в мире и одной из ведущих причин смерти от одного этиологического агента (т.е. от одного агента, вызывающего заболевание). Наиболее пострадавшими странами являются Индия, Китай, Южная Африка, а в 2019 году в мире было зарегистрировано 1 400 000 случаев смерти от tbc из примерно 10 000 000 заболевших. Безусловно, выявление причин , как часто говорят, является первым шагом к выздоровлению, и действительно, после открытия Коха были сделаны большие успехи. Однако, к сожалению, этого оказалось недостаточно. К сожалению, все не так просто. Туберкулез — сложное заболевание. Для того чтобы заболеть, недостаточно заразиться бациллой. Существуют и другие факторы, благоприятствующие развитию заболевания, такие как недоедание, плохая гигиена и иммунологический статус. Многофакторный подход, теоретически разработанный другим великим прусским врачом того времени, возможно, самым великим и мудрым из них, Вирховым. Он также присутствовал на конференции Берлинского физиологического общества в день объявления Коха, но вместо того, чтобы поздравить своего коллегу с важным научным достижением, он встал и вышел из зала. Он понял, что это только начало, а не конец, еще одна веха в истории, такой же длинной, как человечество, и даже длиннее.
Долгая история
«Бактерия tbc является одним из первых живых организмов, возможно, абсолютно одним из первых сложных организмов, с которыми человеку когда-либо приходилось жить. Человек родился, а болезнь уже была», — говорит доктор Джорджио Бесоцци , пульмонолог на пенсии, который посвятил всю свою карьеру изучению Tbc. С 2000 по 2010 год он возглавлял отделение тизиологии в больнице Морелли в Сондало: «С профессиональной точки зрения это был лучший опыт в моей жизни». Сегодня он не перестал заниматься проблемой туберкулеза, более того, он является президентом StopTb Italia, ассоциации, которая занимается распространением и экспортом информации и тренингов по туберкулезу, двух самых мощных оружий в борьбе с любой болезнью.
«Самые старые следы бактерии были обнаружены в останках бизона, найденных около 18 000 лет назад, — продолжает доктор Бесоцци, — хотя, похоже, что бактерия все еще присутствует в дикой природе. Бесоцци продолжает: «Хотя, кажется, недавно они были найдены и в скелете одного из видов пернатых змей, возраст которых насчитывает миллионы лет». Пока неясно, мутировала ли бактерия, передаваясь от животных к людям, или же она произошла от общего предка, но в любом случае доисторические люди уже болели туберкулезом в 4 000 году до нашей эры. Первой «знаменитой смертью» от туберкулеза, вероятно, была смерть царицы Нефертити, жены фараона Ахенатена в 1350 году до нашей эры. Также существуют ссылки на симптомы tbc в древней китайской медицине, индийской медицине и трудах Гиппократа — термин phthisis происходит именно от греческогоphthisis, consumption. Туберкулез происходит от латинскогоtuberculum, уменьшительное отtuber, шишка, опухоль.
И все же долгое время туберкулез оставался великой тайной, настолько, что суеверия, народные поверья, легенды и фантазии сопровождали его повествование, заставляя больного и болезнь несколько раз менять имя и форму. В средние века , туберкулез принимал облик демона, похожего на собаку, который завладевал телом больного и поедал его легкие. Кашель больного человека — это лай животного и симптом того, что смерть близка. Говорили также, что больные использовались ведьмами, чтобы ездить на шабаш каждый четверг вечером. «Скакали ведьмы», потому что из-за больших усилий, затраченных на переноску их на своих плечах в течение ночи, они всегда были уставшими, морщинистыми и истощенными.
С возникновением христианства распространилась вера в то, что короли-тауматурги, короли, способные исцелять благодаря своей божественной природе, могли исцелять людей, страдающих золотухой, простым возложением рук, так называемым «королевским прикосновением». Золотуха была не чем иным, как туберкулезным аденитом, инфекцией лимфатических узлов шеи, вызванной микобактериями, и позже была переименована вmal du roi(зло короля) во Франции иking’s evilв Англии. Кажется, что Карл II , король Англии, Шотландии и Ирландии, за свою жизнь прикоснулся к 100 000 больных людей, и даже Шекспир повествует об этом в третьей сцене четвертого акта Макбета : «Там толпа несчастных бедняков ждет его исцеления. Их болезнь бросает вызов всем усилиям искусства. Но небеса наделили его руку такой святостью, что при его прикосновении они сразу же исцеляются».Или опять же, больных туберкулезом обвиняли в вампиризме : они высасывали жизнь из членов своей семьи в поисках крови, заражая их и делая их больными в свою очередь; фантазия подпитывалась заразностью болезни и внешним видом больных, их скелетными телами, бледным цветом лица, красными, опухшими, чувствительными к свету глазами.
(загрузка. ) La Miseria Кристобаль Рохас (1857-1890). Из Википедии.
Именно промышленная революция возвращает нас к реальности, самой трудной и сложной. Рабочие с полей переехали в города, и родился городской пролетариат, вынужденный жить в тяжелых гигиенических условиях, в маленьких и перенаселенных жилищах. Так произошел взрыв туберкулеза и рост числа случаев заболевания. В Лондоне в начале XVIII века от туберкулеза умирал каждый седьмой человек, к концу века — каждый четвертый. Туберкулез утвердился как социальное заболевание.
Девятнадцатый век
» Зло века «, так в XIX веке переименовали туберкулез, а также «mal sottile» или «mal di vivere». Фактически, болезнь стала частью коллективного культурного и литературного воображения, как романтическая болезнь , которая, как считалось, наделяет больного чувствительностью, духовной чистотой и возможностью искупления и облагораживания души. Женщины из высших классов доходили до того, что намеренно делали лицо бледным, чтобы выглядеть больными. Туберкулез стал модным, почти желанным и завидным состоянием.
Отчасти именно художники, мыслители, интеллектуалы формировали общее чувство. Те, кто заболел, те, кто сопровождал болезнь своих близких, те, кто писал об этом, кто представлял это в своих произведениях. Список очень длинный. Похоже, что Шопен еще в детстве начал страдать от непрекращающегося кашля, который сопровождал его до самой смерти. «Ты, прежде чем травы засохли зимой,С закрытой болезнью боролась и победила, Погибла, о нежная. И не виделцветка лет твоих.Это стихи, посвященные Леопарди Сильвии , в действительности Терезе Фатторини, которая умерла от закрытой болезни, туберкулеза.«Матильда дочь Алессандро Манцони. Здесь она покоится, угасая от медленной болезни».Это слова эпиграфа к могиле, продиктованного Мандзони для могилы его дочери Матильды, которая также была больна туберкулезом.
Главные герои великих опер, такие как Виолетта в «Травиате» Джузеппе Верди также внесли свой вклад в романтическое видение болезни , музыкальное представление tbc par excellence, которое, в свою очередь, было вдохновлено «Дамой с камелиями» Дюма или Мими и ее «ледяной рукой» из «Богемы» Пуччини . Не стоит забывать и о романе Томаса Манна «Волшебная гора» , действие которого происходит в знаменитом санатории Давоса (том самом, где Соррентино будет снимать свой фильм «Молодость» ) и который принес своему автору Нобелевскую премию по литературе, или «Крик» Мунка и красный цвет его заката, напоминающий о крови, возможно, матери, больной туберкулезом.
Но это еще не все. Сьюзен Сонтаг сказала бы, что «самый здоровый способ быть больным — это очистить себя от метафорического мышления и противостоять ему«. Однако в случае с туберкулезом очень трудно не отождествлять себя с собственными симптомами, думать о болезни как об «органическом, случайном изменении живого«, как говорит Франческа Маннокки в своей последней книге Bianco è il colore del dann «. «Я наблюдал за ним в течение долгого времени и понял, что «очарование» туберкулеза во многом связано со временем», — говорит д-р Бесоцци. На самом деле туберкулез — это медленная болезнь, которая медленно поглощает человека, и во время этого медленного поглощения (в наше время, к счастью, излечимого) у человека есть достаточно времени, чтобы переосмыслить свое состояние, то, что он смертен, что он болен, что он человек; остановиться, обязательно остановиться и подумать. Кафка был убежден, что страдает от «духовной болезни». «Я психически болен, болезнь легких — это не что иное, как переполнение психической болезни«, — писал он одной из своих возлюбленных. Моравиа сказал, что без туберкулеза он, возможно, никогда бы не начал писать.
Девятнадцатый век был также веком научных и медицинских открытий, таких как открытия Коха и Вирхова , таких как стетоскоп для аускультации легких или рентгенография, чтобы наконец «увидеть» болезнь, но прежде всего это был век, в котором родилась идея санатория. Интуиция пришла от прусского травника Бремера, который, заболев, решил уехать, чтобы узнать мир, пока не стало слишком поздно. Он даже отправился в Гималаи, где остановился и медленно начал заново дышать среди вершин «Крыши мира». Вернувшись в Германию, он основал первую больницу в Гёрберсдорфе в Силезских горах, где пациентов лечили с помощью высокогорного воздуха и обильного и питательного рациона. Создание санаториев стало распространяться по всей Европе.
(Загрузка. ) Сондало до и после строительства деревни Морелли
Санатории в Италии
Таким образом, история tbc переплетается с историей человека, которая, в свою очередь, переплетается с историей санаторных структур. Италия пришла немного позже, но к началу двадцатого века она уже наверстала упущенное. Фактически, именно в эти годы в Италии началась борьба с туберкулезом. Это была борьба против 60 000 смертей в год . Это была битва, не лишенная напыщенного, пропагандистского и популистского подтекста. На самом деле фашизм называл это «Оздоровлением народа», искоренением болезни, которая делала человека слабым и неспособным участвовать в войне за империю. В 1927 году был принят Закон об обязательном страховании от tbc и началась масштабная кампания по строительству санаториев. С 1928 по 1940 год по всей стране было построено 63 новых санатория, среди которых был и поселок Морелли в Сондало.
Построить его было беспрецедентной задачей. Работа была поручена Даниэле Кастильони из Милана, и в течение 1932 года 1 400 рабочих и техников прибыли в Сондало со всей Италии, чтобы присоединиться к местной рабочей силе. Строительная площадка оказалась одной из самых впечатляющих в то время. Необходимо было поэтапно уменьшить гору , изменить русло реки и построить дорогу, чтобы соединить здания, и все это с помощью немногих машин, доступных в то время. Большая часть работ будет выполняться вручную, кирками, рабочими в белых рубашках — символ достоинства, но также и одежда, делающая их более заметными, узнаваемыми и контролируемыми. Поэтому организация строительной площадки является очень строгой и рациональной и позволяет не только соблюдать, но и сокращать сроки строительства.
(Загрузка. ) Строительная площадка в деревне Морелли. Архив музея санатория «Сондало».
В 1940 году Деревня со всем ее современным оборудованием была готова, не хватало только мебели и медицинского оборудования. Однако только после Второй мировой войны в санаторий были приняты первые пациенты, в основном ветераны концентрационных лагерей, благодаря пожертвованиям международной благотворительной организации «Швейцарский дар «. Затем он использовался как санаторий, исключительно для мужчин, с 1946 по 1971 год, когда планировалось его закрытие. «Деревня Морелли» была санаторием, способным возглавить противотуберкулезные исследования на национальном и международном уровне до 1970-х годов , когда санатории были закрыты. В них больше не было необходимости — не было столько пациентов — они стали соборами в пустыне», — говорит д-р Бесоцци. Поэтому «Морелли» был преобразован в больницу и, благодаря опыту, накопленному в лечении ТБК, стал жемчужиной в плане операций, дорогостоящих, но чрезвычайно эффективных». На самом деле, болезнь поражает все органы, и поэтому все специальности были затронуты медицинской культурой и опытом, накопленными в Морелли. Однако история деревни не будет иметь счастливого конца. «К сожалению, он был настолько велик, что его величие стало и его слабостью». Доктор Бесоцци заключает. Бесоцци заключает.
(Загрузка. )
Швейцарская солидарность: подарок санаториям Сондало — La settimana Incom 00218 del 01/12/1948 (Istituto Luce-Cinecittà)
Tbc Сегодня
Сегодня tbc в Италии не очень актуален с эпидемиологической точки зрения, успокаивает доктор. Бесоцци. Случаи заболевания в Италии составляют около 4 000/5 000 в год, а эпидемиологическая ситуация является одной из лучших в мире. Этот отличный результат является следствием широко распространенной в Италии культуры ТБ, которая принесла исключительные результаты за короткое время и «связана с целым рядом великих дел, которые были сделаны, но также и прежде всего с великими людьми». Достаточно сказать, что первым, кто экспериментировал с методикой лечения туберкулеза, был Форланини, учитель Морелли, в 1885 году; первым, кто создал противотуберкулезную вакцину , был Маральяно в 1903 году; первым, кто предложил превентивную терапию, называемую тогда химиопрофилактикой, был Зорини в 1956 году; человеком, открывшим ринфампицин, основной препарат, используемый для лечения туберкулеза сегодня, был Сенси в 1986 году. «Это ставки, это реальные ставки в истории борьбы с туберкулезом. Были также политические, организационные и социальные обязательства», — добавляет д-р Бесоцци. «Были проведены большие информационные кампании населения, которые распространили основные правила гигиены и создали знания о болезни, а знание болезни — это основной элемент профилактики: если вы ее знаете, вы можете с ней бороться. Было обучение персонала и, прежде всего, территориальной медицины . Тот, который движется, тот, который идет навстречу субъекту, который не ждет, который предлагает, который приглашает к просмотру, который внимателен, бдителен и который больше не существует, потому что все сконцентрировано в больницах. Были также большие экономические обязательства, но также проводились противотуберкулезные кампании. Например, марки продавались для финансирования строительства больниц».
(загрузка. ) Штамп с воспроизведением c опертины из La scienza per tutti , периодического издания, издаваемого Sonzogno с 1879 по 1943 год.
Но не теряйте бдительности, туберкулез остается заразной болезнью, которая может легко выйти из-под контроля. Восстановление цепочки заражения туберкулезом очень сложно, поскольку болезнь может молчать в течение всей жизни. Все чаще встречаются случаи множественной лекарственной устойчивости из-за мутаций в бактериях. Мутации происходят очень медленно , но требуют постоянного исследования и способности изолировать и отслеживать случаи. По этой причине ассоциация StopTB Italia каждый год 24 марта организует TBDay — два дня конференций и выступлений самых активных инфекционистов, пульмонологов и тизиологов Италии и момент конфронтации, открытый для всех. Вот почему мы до сих пор должны помнить 24 марта 1882 года.
- ТекстМартина Ферлизи. Портрет Роберта Коха и репродукция работы «La Miseria» Кристобаля Рохаса являются общественным достоянием. Документальный фильм » Швейцарская солидарность: подарок санаториям Сондало» опубликован на канале YouTube Института Люче-Синечитта . Исторические фотографии Сондало и места строительства Villaggio Morelli, информационный плакат и обложка еженедельного журнала «Наука для всех» были любезно предоставлены музеем санатория Сондало . © Все права защищены.
- Опубликованные эпизоды:
- Деревня Морелли: введение
- В самом центре деревни Морелли
- Изоляция в деревне Морелли