Микобактериоз
Заболевания, вызванные атипичными или нетуберкулезными микобактериями (Mycobacteria other than tuberculosis: MOTT), называются микобактериозом. Многочисленные виды относятся к этой категории, с особым отношением к культуральным средам: некоторые развиваются (например, Myc.tuberc.Кроме того, некоторые виды спонтанно приобретают оранжевый (или темно-коричневый) цвет, если культуры содержатся на свету (фотохромогенные микробактерии), другие приобретают этот цвет, если культуры содержатся в темноте (скотохромогенные микобактерии), а третьи остаются ахромогенными, с медленным или быстрым ростом. На основе этих свойств до сих пор придерживаются классификации, предложенной Runyon (1965) , в которую включены различные виды MOTT, включая те, которые в настоящее время представляют большой клинический интерес:
kansasii (назван в честь города — Канзас-сити — где произошло первое признание)
— 2-я группа: скотохромогены:
— 3-я группа: медленнорастущие ахромогены
— 4-я группа: быстрорастущие акромогены:
Существует значительное географическое разнообразие в частоте различных форм микобактериоза: в Италии они, по-видимому, соответствуют 2-7% всех форм туберкулеза; гораздо более высокие показатели — до 15-25% — зарегистрированы в Японии (где работает специальная исследовательская группа), США и Англии. Недавнее появление комплекса ВИЧ/СПИД значительно увеличило число подтвержденных случаев заболевания, многие из которых возникают у ВИЧ-положительных лиц и в течении или на терминальных стадиях СПИДа, с заметным преобладанием группы avium/intracellular. У людей наиболее часто микобактериоз вызывают такие виды МТТ, как avium/intracellulare, Kansasii, fortuitum и xenopi. Помимо единичных вспышек, некоторые чрезвычайные ситуации возникают в виде микроэпидемий: внутрисемейных, внутрибольничных (ксенопустус) или в закрытых сообществах, нередко в связи с загрязнением в водопроводе или кондиционерах. При легочном микобактериозе чаще всего страдает взрослый возраст, в то время как при некоторых внелегочных формах — лимфогландулярных — почти исключительно первые годы жизни и детство. Независимо от возрастного фактора, риск заболевания микобактериозом в основном приходится на лиц, у которых отсутствуют иммунные ресурсы (в том числе в результате ранее существовавших или современных заболеваний) или они значительно ослаблены. В этом смысле ВИЧ-инфекция и СПИД являются основными факторами, способствующими развитию не только ТБ, но и микобактериоза. Среди них наиболее часто избыточное выделение происходит от авиума/внутриклеточных бактерий, что неоднократно было установлено в США, Японии, Англии, Франции и Италии. В элементарном смысле, поражения МТТ не отличаются от поражений, возникающих при туберкулезном микобактериозе, а гранулемы МТТ также включают лимфоциты (в частности, CD4), макрофаги и эпителиоидные клетки, гигантские клетки и более или менее крупные некротическо-казеозные центры. Помимо этих центров, бактериальные агрегаты также обнаруживаются в макрофагах, эпителиоидных и гигантских клетках, где они могут сохранять свою жизнеспособность и мультипликативную способность в течение длительного времени. За заражением МТТ следует иммунно-аллергическое состояние, как при туберкулезе, с достижением кутиопозитивности по отношению к сенситинам, специфичным для данного вида, иногда с перекрестной реакцией на другие виды и на туберкулезные микобактерии.
ПОЛМОНАРНЫЙ МИКОБАКТЕРИОЗ: Проявления в легких схожи с проявлениями туберкулеза, с инфильтративными, узелковыми, полостными аспектами (Kansasii, xenopi) или с различными диссеминированными очагами (avium/intracellular). Некоторые болезненные картины разворачиваются при диффузном интерстициальном поражении и развитии фиброза. Кашель и одышка могут сопровождать вышеупомянутые проявления, наряду с повышением температуры, астенией, потливостью и потерей веса; эти явления более ослаблены и находятся на пределе возможного при некоторых формах с хроническим течением. О частоте этого события — иногда клинически игнорируемого — свидетельствуют данные, представленные в литературе, о воинственных диссеминациях, вызванных avium/intracellularum, примерно во всех случаях вскрытия больных СПИДом.
ЭКСТРАПОЛЬМОНАРНЫЙ МИКОБАКТЕРИОЗ: Как в прошлом, так и в настоящее время сообщалось о внелегочных локализациях МТТ (изолированных или связанных с поражением легких):
— глазные: язвы роговицы, перфоративные поражения (фортуит), после, во многих случаях, предшествующей травмы глаза;
— менинго-энцефалический: kansasii, scrofulaceum, fortuitum;
— в костно-суставной системе: артрозиновый остеомиелит: kansasii, avium, fortuitum, xenopi, scrofulaceum;
— в урго-генитальной системе: kansasii, xenopi, fortuitum;
Более многочисленными являются случаи микобактериальных заболеваний лимфатических желез и кожи:
— аденопатии scrofulaceum и, реже, аденопатии avium/intracellular могут встречаться в первые годы жизни, вовлекая шейные, подчелюстные и подмышечные лимфатические узлы, с образованием набухания железы, склонного к колликвации и фистулизации. Некоторые из этих случаев могут передаваться с пищей, через зараженное молоко;
-Кожные поражения индуративного характера довольно часто встречаются в тропических странах Африки и Азии, часто имплантируются на ссадинах и непрерывных растворах кожи, у субъектов, привыкших ходить босиком и плохо прикрытых одеждой. Поражения кожи индуративного или язвенного характера могут давать marinum, ulcerans, intracellular, xenopus.
Примерно в 1950-х годах в Швеции была зарегистрирована микроэпидемия кожного микобактериоза с поражением руки и локтя у молодых людей, посещавших плавательный бассейн, из стен которого был выделен Myc.marinum. Диагноз микобактериоза основан на выделении микробов (и культивировании) из материала из легких (мокрота, БАЛ), мочи, флюктуирующих и фистулирующих лимфатических узлов, поражений кожи и реакции на внутрикожные тесты с >.