Как долго длится лечение инфильтративного туберкулеза?

Следует помнить, что лечение латентного туберкулеза (инфицирование туберкулезной палочкой при отсутствии клинических, рентгенологических и бактериологических признаков текущего заболевания), существенно снижает риск перехода инфекции в стадию заболевания и на сегодняшний день считается наиболее эффективной мерой по сдерживанию и, в перспективе, ликвидации туберкулеза. Оно основано на результатах ТСТ (внутрикожной реакции Манту) или IGRA (анализа на высвобождение интерферона-гамма) и, при нынешнем положении дел, предполагает применение в течение девяти месяцев изониазида, который является препаратом первого выбора для лечения латентной туберкулезной инфекции (фаза инфекции не обязательно переходит в болезнь, которая возникает лишь у 10-15% всех инфицированных с пиком в 60% у ВИЧ-инфицированных). Дозировка для взрослых составляет 5 мг/кг до максимальной дозы 300 мг в день; для детей до 15 лет — 10 мг/кг до максимальной дозы 300 мг в день. Этот препарат блокирует размножение туберкулезных палочек в легких, предотвращая развитие инфекции в болезнь. Основным побочным эффектом этой профилактики является изменение функции печени, которая быстро приходит в норму после прекращения приема препарата. Если у пациента непереносимость изониазида или он является контактным лицом случая, устойчивого к нему, профилактическое лечение может проводиться рифампицином. Противотуберкулезная профилактика не обязательно распространяется на всех лиц с латентным туберкулезом (важно, в частности, оценить степень кожной реакции на туберкулиновый тест). В любом случае, стратегии ликвидации туберкулеза включают элементы, направленные на снижение распространенности латентной туберкулезной инфекции, в том числе такие стратегические элементы, как профилактическая терапия для людей с повышенным риском перехода латентного туберкулеза в клинически активный туберкулез: кратко говоря, недавние контакты больных, ВИЧ+ лица, иммигранты из стран с высокой заболеваемостью туберкулезом, посетители больничных палат, приютов для бездомных, пожилые люди, семейные контакты недавних больных туберкулезом. Для маленьких детей, подверженных инфекции, лечение следует начинать немедленно, независимо от результата теста (который становится положительным только через два месяца после заражения). Люди, не принадлежащие ни к одной из групп риска, должны рассматриваться для лечения латентного туберкулеза только в том случае, если диаметр Манту =15 мм, однако это предположение не является единогласно принятым в научном сообществе.

Читайте по теме:  Рак горла: симптомы, причины и выживаемость

Работа Sterling et al, опубликованная совсем недавно в New England Journal of Medicine, результат многоцентрового исследования (США, Канада, Бразилия и Испания) раскрывает некоторые очень интересные инновации в лечении латентного туберкулеза. Были оценены и сравнены две схемы лечения людей с высоким риском заболевания туберкулезом: группа из 3986 человек получала 900 мг рифапентина + 900 мг изониазида (терапия под непосредственным наблюдением один раз в неделю) в течение 3 месяцев; другая группа из 3745 человек получала 900 мг изониазида (самоназначение ежедневно) в течение 9 месяцев.

Результаты можно суммировать следующим образом: в группе I (группа испытуемых, получавших комбинированную терапию) было 7 случаев туберкулеза (0,19%), а в группе II (группа испытуемых, получавших только изониазид) — 15 (0,43%), и были определены следующие процентные показатели: частота завершения профилактического лечения 82,1% (группа I) и 69,0% (группа II), прекращение лечения из-за постоянного неблагоприятного события 4,9% (группа I) и 3,7% (группа II), гепатотоксичность, связанная с приемом препарата, оцененная исследователем 0,4% (группа I) и 2,7% (группа II). Таким образом, применение рифапентина плюс изониазид в течение 3 месяцев оказалось столь же эффективным в профилактике туберкулеза, как и лечение только изониазидом в течение 9 месяцев, и привело к более высокой частоте завершения профилактической терапии. Представленное исследование заслуживает дальнейшей проверки и углубленного изучения, но оно вносит важный вклад в сложный терапевтический путь лечения туберкулеза — заболевания, требующего высокого эпидемиологического надзора и постоянной клинической приверженности.