by
Maria Luisa Asta
Published on: 01/08/2019 Go to comments
В последние десятилетия вновь возникла эпидемия туберкулеза, что вновь подняло проблему передачи этой инфекции, особенно в больнице, от пациента к медицинским работникам .
Хотя инфекционная природа туберкулеза была признана в 19 веке, его передача медицинским работникам первоначально отрицалась научным сообществом, особенно в Северной Европе и США. Работа в контакте с больными туберкулезом не считалась опасной для здоровых взрослых людей, поэтому предположение о риске для врачей и медсестер считалось необоснованным и клеймилось как «тизиофобия».
В данном исследовании был проведен анализ научной литературы и исторических источников с особым упором на период между девятнадцатым и двадцатым веками
Что такое
Туберкулез (Тб) — это инфекционное и заразное заболевание, вызываемое бактерией, Mycobacterium tuberculosis , обычно называемой бациллой Коха (по имени немецкого врача, который ее открыл). В большинстве случаев он поражает легкие, но могут быть затронуты и другие части тела. Если не лечить ТБ, он может привести к смерти.
Распространение
Сегодня ТБ по-прежнему является одной из 10 главных причин смерти во всем мире. В 2017 году 10 миллионов человек во всем мире заболели туберкулезом, и эта болезнь привела к смерти 1,6 миллиона человек.
Тб присутствует во всех частях мира, но большинство случаев заболевания приходится на 30 стран с высоким уровнем заболеваемости, в основном в Юго-Восточной Азии (особенно в Индии и Китае) и западной части Тихого океана (62% новых случаев), а также в Африке (25% новых случаев). В целом, заболеваемость ТБ снижается примерно на 2% в год (этот показатель необходимо довести до 4-5% для достижения цели Стратегии по ликвидации ТБ к 2020 году). Италия — страна с низким уровнем заболеваемости ТБ, где ежегодно регистрируется около 4000 новых случаев.
Как передать
Тб передается по воздуху, через респираторные выделения, выделяемые в воздух инфицированным человеком, например, через слюну, чихание или кашель. Люди, находящиеся поблизости, могут вдыхать бактерии и заразиться. Через дыхательные пути бактерии попадают в легкие и оседают там, где начинают расти и размножаться. Оттуда в некоторых случаях бактерии могут распространяться через кровь в другие части тела. Передача бациллы непроста. Должны быть соблюдены некоторые существенные условия:
- у пациента должен быть активный легочный Тб («открытый», «бациллоносный»)
- бактериальная нагрузка должна быть очень высокой
- пациент не должен проходить лечение
- Воздухообмен в помещении должен быть минимальным или отсутствовать.
Латентная туберкулезная инфекция
Не у каждого инфицированного развивается болезнь; иммунная система может справиться с инфекцией, и бактерия может оставаться в спящем состоянии в течение многих лет. Это состояние называется скрытой туберкулезной инфекцией, и им страдает около четверти населения Земли.
Люди с латентной туберкулезной инфекцией не имеют симптомов и не заразны. У многих людей болезнь никогда не развивается, в то время как другие могут заболеть спустя годы. По оценкам, у 5-15% людей с латентной инфекцией заболевание развивается в течение жизни.
К людям с высоким риском развития активного заболевания ТБ относятся:
- Вич-положительные лица. У людей с ВИЧ риск заразиться ТБ в 20-30 раз выше, если они инфицированы. Сочетание этих двух инфекций смертельно опасно: одна болезнь ускоряет течение другой. Фактически, ТБ является основной причиной смерти среди людей с ВИЧ
- Люди с другими заболеваниями, ослабляющими иммунную систему (например, диабет, недоедание)
- лица с недавней инфекцией (
- младенцы и дети
- лица, употребляющие табак или наркотики
- пожилые люди
Туберкулез — это заболевание, тесно связанное с условиями, в которых живут люди. Снижение иммунной защиты может быть вызвано проживанием в очень плохих гигиенических условиях, недоеданием и плохим общим состоянием здоровья.
Симптомы
Симптомами легочного ТБ являются кашель (продолжающийся более 3 недель), боль в груди, лихорадка и ночная потливость. Со временем кашель может сопровождаться появлением крови в мокроте. Другие симптомы включают усталость и слабость, а также потерю веса. Симптомы легочного ТБ могут быть слабыми в течение нескольких месяцев. Это может привести к задержке в диагностике и передаче инфекции.
Если ТБ внелегочный, симптомы зависят от места поражения.
Прогресс в диагностике
Диагностика ТБ достигла значительных успехов: молекулярные тесты позволяют определить наличие микобактерий в мокроте пациентов с легочным ТБ в течение нескольких часов, а не 3-4 недель, как в прошлом. Быстрая диагностика очень важна для того, чтобы как можно скорее начать лечение антибиотиками и прервать цепь передачи инфекции от больного к здоровым людям.
Лечение
Тб является излечимым заболеванием, и в период с 2000 по 2017 год, по оценкам, диагностика и лечение Тб спасли около 54 миллионов жизней. Фармакологическое лечение основано на применении различных антибиотиков в течение достаточно длительного периода времени. Регулярное и комплексное лечение важно для того, чтобы избежать появления лекарственно-устойчивых штаммов. Поэтому пациент должен точно следовать указаниям врача относительно приема и времени приема препарата: это так называемая «приверженность лечению».
В случае лекарственной устойчивости необходимо использовать в течение гораздо более длительного периода препараты второго ряда, которые могут быть гораздо дороже и вызывать больше побочных эффектов.
Профилактика
Туберкулез является заболеванием, которое можно предотвратить. По оценкам, во всем мире 1,7 миллиарда человек инфицированы микобактерией туберкулеза , и у 5-15% из них в течение жизни разовьется активное заболевание. Поэтому люди с латентной туберкулезной инфекцией представляют собой большой «человеческий резервуар» для заболевания. Профилактическое лечение может предотвратить развитие заболевания в будущем. Существует несколько вариантов лечения латентной инфекции, наиболее распространенным из которых является лечение изониазидом (INH) в течение более или менее длительного периода. Во время профилактики изониазидом большинство людей могут продолжать работать, ходить в школу и заниматься обычной деятельностью.
В настоящее время единственной доступной вакциной против туберкулеза является живая аттенуированная вакцина БЦЖ (бацилла Кальметта Герена), которая эффективна для профилактики тяжелых детских форм заболевания (менингита и других форм диссеминированного ТБ у младенцев и детей). Вакцина часто используется для маленьких детей в странах с высокой заболеваемостью ТБ. В Италии вакцина используется только в определенных категориях риска. В настоящее время проводятся многочисленные испытания, направленные на поиск более эффективных вакцин.
Устойчивые формы
Бактерии, вызывающие ТБ, могут развивать устойчивость к противомикробным препаратам, используемым для лечения заболевания. Распространение неполного или неправильно назначенного лечения привело к появлению штаммов, устойчивых к антибиотикам. Резистентность может быть вызвана неэффективным, непоследовательным или частичным лечением, например, когда пациенты не принимают все лекарства регулярно, потому что начинают чувствовать себя лучше, или когда назначается неадекватная терапия, или когда используемые препараты неправильно хранятся. При Mdr-Tb ( multidrug-resistant-Tb, мультирезистентный ) бактерии устойчивы как минимум к двум наиболее мощным противотуберкулезным препаратам первого ряда — изониазиду и рифампицину. Поэтому лечение Mdr-Tb обязательно должно проводиться препаратами второго ряда. В некоторых случаях, которые в настоящее время еще достаточно редки, Mdr-Tb может развиться в форму инфекции, которая еще труднее поддается лечению, так как она устойчива даже к препаратам второго ряда, и поэтому определяется как Xdr-Tb ( с широкой лекарственной устойчивостью , с чрезвычайной устойчивостью ). Учитывая ограниченную доступность эффективных лекарств, поэтому очень важно контролировать эти формы заболевания.
Для ликвидации туберкулеза
Для того чтобы иметь возможность значительно снизить заболеваемость этой болезнью в мире, в 2001 году был создан Глобальный альянс «Остановить ТБ» — сеть из более 1700 международных организаций, стран, государственных и частных ассоциаций, координируемая ВОЗ, которая в течение нескольких лет запустила 4 Глобальных плана по ликвидации ТБ (Глобальный план по ликвидации ТБ 2001-2005; 2006-2015; 2011-2015; 2016-2020) и поставила цель ликвидировать эпидемию ТБ в мире к 2030 году, что также выражено в Целях устойчивого развития ООН.
История туберкулеза и тизиофобии
Происхождение туберкулеза теряется в тумане времени, но не исключено, что он начал распространяться с начала человеческой цивилизации. Туберкулез, на протяжении веков заслоняемый более заразными инфекционными заболеваниями, такими как чума и оспа, в 19 веке стал широко распространенным заболеванием с высоким уровнем смертности.
«Великая белая чума» очень быстро распространилась в городах промышленной революции, особенно в перенаселенных районах и на нездоровых фабриках, где заражению способствовали беспорядочные половые связи и плохие условия труда .
В двадцатом веке благодаря улучшению гигиенических условий (в том числе на рабочем месте) и внедрению селективных антибиотиков (стрептомицин был открыт в 1944 году) в западных странах произошло значительное снижение числа случаев заболевания туберкулезом.
Как и ожидалось, в настоящее время туберкулез вновь становится проблемой профессиональной гигиены, особенно для врачей-профпатологов, ответственных за наблюдение за здоровьем персонала больниц. Сегодня научное сообщество согласно с тем, что риск заболевания туберкулезом у этой категории работников стабильно выше, чем в общей популяции .
В начале прошлого века большинство ученых не верили в возможность
передачи этого заболевания персоналу больницы, эта теория была поддержана лишь несколькими учеными, включая Луиджи Девото (1864-1936), основателя и первого редактора журнала «La Medicina del Lavoro».
Первое доказательство заразности туберкулеза
Заразный характер туберкулеза впервые предположил Аристотель , греческий философ и естествоиспытатель (384-322 гг. до н.э.); с тех пор дебаты о заразности туберкулеза не утихали вплоть до эпохи Возрождения, когда в пользу трансмиссивности заболевания вновь выступил врач и гуманист Джироламо Фракасторо (1483-1553 гг.).
В следующем веке проблема туберкулеза и его лечения продолжала развиваться очень медленно, хотя и появились некоторые нововведения, хотя и единичные; в Италии, например, город Лукка в 1699 году издал указ, требующий уничтожения всех предметов, принадлежащих человеку, умершему от туберкулеза. Кроме того, врачи в Лукке были обязаны сообщать имена всех лиц с известным или подозреваемым заболеванием туберкулезом, независимо от социального статуса инфицированного.
Среди ученых итальянские патологоанатомы Антонио Мария Вальсальва (1666-1723) и Джованбаттиста Морганьи (1682-1771) поддерживали тезис о заразности туберкулеза; они обычно избегали проводить некропы у пациентов с этим заболеванием, зная о высоком риске заражения. Морганьи, в частности, не позволял своим студентам участвовать во вскрытиях при подозрении на туберкулез, чтобы сохранить их здоровье.
Следующий век стал периодом максимального распространения туберкулеза; увеличение числа пациентов, поступающих в больницы, привело к большей распространенности заболевания среди медицинских работников, о чем свидетельствует множество врачей, умерших от туберкулеза, заразившихся в больничных палатах или при проведении вскрытий. Среди жертв были Мари Франсуа Ксавье Биша (1771-1802), теоретик патологии тканей, и его ученик Рене Лаэннек (1789-1826), известный своим изобретением стетоскопа.
Контагионисты и антиконтагионисты: вклад Луиджи Девото
В последующие десятилетия развернулась международная научная дискуссия о значительном риске заражения туберкулезом работников здравоохранения при лечении инфицированных пациентов. Хотя в 1882 году Роберт Роберч открыл бациллу, вызывающую это заболевание, что позволило официально отнести туберкулез к числу высокоинфекционных заболеваний, оставалось много сомнений относительно передачи возбудителя от пациента к врачу или медсестре.
В том же году, когда Кох открыл микобактерию туберкулеза, Чарльз Теодор Уильямс (1838-1912) из «Бромптонской больницы для больных туберкулезом» опубликовал статью о том, что он никогда не обнаруживал случаев туберкулеза среди медицинских работников своей больницы.
После выхода статьи Уильямса в международном научном сообществе сформировались две школы мысли: «контагионисты», в основном сосредоточенные в Южной Европе (особенно в Испании и Италии), и «антиконтагионисты» в Северной Европе и США.
Среди последователей «туберкулезного контагионизма» мы должны вспомнить фигуру итальянского врача Луиджи Девото, пионера в области медицины труда и основателя первого в мире института, полностью посвященного диагностике и лечению профессиональных заболеваний, — «Клиники труда» в Милане.
Девото заявил, что впервые обратился к вопросам социальной и профессиональной медицины, изучая туберкулез как профессиональное заболевание медицинских работников .
Заинтересовался проблемой туберкулеза среди медсестер .
Девото очень четко представлял себе проблему «риска третьей стороны», связанную с возможностью того, что медсестры, зараженные туберкулезом, могут затем передать болезнь своим родственникам и пациентам. Таким образом, молодой итальянский клиницист подошел к проблеме заболеваний, связанных с работой, на основе анализа распространенности «легочного туберкулеза у медсестер больниц».
В отличие от того, что происходило в Южной Европе, в англоязычных странах преобладал тезис против беспокойства, а аргументы против него подвергались резкой критике и представлялись как результат бессмысленного и необоснованного
«Птицефобия» (страх заразиться [туберкулезом].
В начале двадцатого века Фишберг и Дублин, проведя своего рода мета-анализ исследований более 18 000 работников европейских санаториев, подтвердили отсутствие риска заболевания туберкулезом. Таким образом, во многих больницах США риск заражения стал недооцениваться; медсестры и врачи перестали носить
маски при уходе за пациентами с туберкулезом.
Позднее распознавание
В первые десятилетия 20-го века существовало два фактора, которые способствовали признанию риска передачи туберкулеза медицинским работникам . В 1907 году французский врач Шарль Манту (1877-1947) ввел новый метод диагностики туберкулеза путем внутрикожного введения 5 МЕ PPD-S или 1-2 МЕ PPD-RT23, которые являются очищенными белковыми производными туберкулина ( PPD , Purified Protein Derivative ), для оценки местной реакции организма через несколько дней.
Туберкулиновый кожный тест (ТКТ), который был дешевле рентгена грудной клетки (РГК), позволил выявлять туберкулез среди персонала больниц с помощью воспроизводимого, стандартизированного и недорогого метода и путем наблюдения за работающим населением в течение определенного времени. Во-вторых, улучшение гигиенических условий привело к снижению распространения туберкулеза среди населения в целом, но также привело к снижению защиты от этого заболевания у будущих поколений.
Несмотря на это и различные научные доказательства, риск передачи туберкулеза от пациента к пациенту не признавался до 1950-х годов.
Несколько гипотез могут объяснить причины такого позднего признания. Прежде всего, считалось, что знание больничного персонала о трансмиссивности заболевания привело к тому, что частные больницы могли отказывать в приеме больных туберкулезом.
Поэтому некоторые ученые продолжали поддерживать аргументы антиконтагиозников, часто из лучших побуждений, считая, что случаи заболевания среди рабочих участились из-за усиления контроля и наблюдения, а не из-за реального роста заболеваемости. Согласно этой гипотезе, просто больше шансов диагностировать легкую форму туберкулеза.
В качестве посредника между антиконтрацептивными и контагиозными теориями было предложено, что
высокая частота конверсии ТСТ не обязательно означает, что у всех работников развивается активная форма туберкулеза.
В период с 1931 по 1936 год Амберсон и Риггинс в больнице Бельвью в Нью-Йорке наблюдали, что только у 8 из 539 медсестер их отделения развилась активная форма туберкулеза (1,5%), причем 6 из них страдали легкой и легко излечимой формой.
В настоящее время широко признано, что человек с «латентной туберкулезной инфекцией», хотя и заражен бациллой, не имеет активного заболевания и не заразен, но имеет 10% риск перехода в открытую форму, особенно в течение двух лет после заражения.
В 1930-х годах смертность от туберкулеза среди врачей и медсестер была значительно ниже, чем среди других профессиональных групп, что, возможно, частично объясняется более ранней диагностикой в этой категории, а также более высоким уровнем доходов и лучшими санитарно-гигиеническими условиями.
В 1950-х годах стремительное снижение заболеваемости туберкулезом среди всех классов населения, кроме медицинских работников, вновь вызвало дебаты о безопасности этих работников, которые мы продолжаем и сегодня.
Сегодня риск для третьих лиц и латентная туберкулезная инфекция представляют собой новую проблему здравоохранения в больницах.
От «фтизиофобии»: трудность распознавания передачи туберкулеза работникам здравоохранения
M.A.RIVA,PAOLA ROBERTA PLOIA,S.ROCCA,G.CESANA ResearchCentreonPublicHealth,U
Оставить комментарий
Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.
Самое читаемое
Контракт медсестер. Переговоры начнутся 7 сентября. Что вы можете получить
Новый контракт. Выплата отпускных в середине недели сменным работникам исключена. Позиция Нурсинда
Пенсия. Расширен диапазон тяжелых работ. Критерии для медсестер
Новые медсестры CCNL. Когда повышение заработной платы будет произведено?
Контракт. Медсестры отозваны для заполнения пробелов, право на отключение распространяется и на них
Наиболее комментируемый
Bernardi: Медсестра не может быть директором RSA. Нурсинд: социально опасные слова
Длительный ковид должен быть признан профессиональным заболеванием. Вот почему
Вакцина Ковид. Иммунологическая память, как долго она сохраняется?
Указ о зеленом пропуске. Расширение для всех работников ожидается сегодня
Спасателям без Greenpass необходимо подняться на борт вертолета: задержка более 1 часа
Сайт ежеквартального журнала профсоюза медсестер NURSIND
Национальный секретариат Nursind
Via Francesco Squartini, 3
56121 Pisa
C.F. 95098210248
Ответственный директор: Донато Каррара
Главный редактор: инф. Мария Луиза Аста
Редакция: инф. Даниэле Карбоччи, инф. Донато Каррара, инф. Эльза Фрогиони, инф. Мария Луиза Аста, инф. Андреа Тиротто, инф. Джузеппе Провинцано, инф. Джузеппе Ромео, инф. Сальво Ваккаро, инф. Винченцо Рауччи, инф. Эмилио Бенинкаса, инф. Марко Пьергентили