Любовь — как кашель, ее не спрячешь…

Нина Панариелло

РИМ — Мир кино скорбит: великий Этторе Скола скончался вечером во вторник, 19 января, в отделении кардиохирургии больницы Policlinico после 48-часовой комы.

Скола, которому 10 мая исполнилось бы 85 лет, был одним из самых выдающихся итальянских режиссеров 20-го века. Скола родился в Тревико, небольшом городке в Ирпении, но вскоре переехал с семьей в Рим. Он сумел мастерски рассказать как о послевоенной нищете в Италии, так и о последующем исключительном экономическом буме. Все это собрано вместе в La Famiglia (’87), необыкновенном колоссальном произведении, охватывающем период с 1906 по 1986 год, изображающем римскую буржуазную семью изнутри их квартиры.

Первые шаги Скола сделал в возрасте 15 лет, но не в мире целлулоида, а в журналистике, рисуя юмористические карикатуры. Именно в редакции журнала Marc’Aurelio у него сложились дружеские отношения с режиссером Федерико Феллини.

Скола выбрал для обучения не литературу и философию, как можно было бы ожидать, а юридический факультет, что соответствовало его многогранной натуре. Именно в начале 1950-х годов он начал писать сценарии для своих комедий в итальянском стиле и получил свой первый опыт в качестве автора в телевизионных и радиопрограммах.

Благодаря телефонным разговорам знаменитого героя Марио Пио, которого играл великий Альберто Сорди, публика полюбила Этторе, его тексты с их горьким смехом, с пиранделлианским привкусом, пропитанные тем чувством противоположности, которое до сих пор доминирует в его фильмах.

Затем он снял самого Сорди в фильмах «Riusciranno i nostri eroi a ritrovare l’amico misteriosamente scomparso in Africa?», «La più bella serata della mia vita» и в некоторых эпизодах сериала «I nuovi mostri».

«В маленьком среднем итальянце есть благородная область, всплеск достоинства, который побуждает человека действовать героически, даже если это только проявление привязанности и поддержка друга», — так думал один из незабываемых икон итальянского кино.

Тема дружбы всегда была в центре его фильмов, таких как C’eravamo tanto amati, , посвященный Витторио Де Сика. Безусловно, мужественный выбор, подобный тем, которые всегда вдохновляли его величайшие шедевры: Скола никогда не отрицал своих левых политических пристрастий.

Читайте по теме:  Возрастное определение туберкулеза

В фильме снялись Витторио Гассман, Нино Манфреди и Стефано Сатта Флорес в роли трех партизан, которые становятся неразлучными друзьями в дни Освобождения. Двое из них влюбятся в одну и ту же женщину (Стефания Сандрелли), но эта тема будет вновь поднята в фильме » Il dramma della gelosia » (’70), оригинально рассказанном в легендарных сценах Моники Витти, цветочницы, которую драматически оспаривают Оресте и Нелло, мастерски сыгранные Марчелло Мастроянни и Джанкарло Джаннини.

Признанный режиссер с мировым именем, Скола не перестает очаровывать меланхолической иронией своих фильмов. Тот же самый трущобный римский пригород, который так дорог Пазолини в его романе Ragazzi di vita , также привлекал Скола, хотя он нарисовал другие черты, не наивно варварские — как у Риккетто, который плывет через мутную реку, чтобы спасти ласточку, застрявшую в грязи — но безжалостно несчастные, скорее морально, чем материально: «Уродливый, грязный и плохой» , в своей гротескной комедии 76-го года.

Он снял очаровательную Софи Лорен в фильме » Una giornata particolare «, заключенную с красавцем Мастроянни в уже невозможный любовный роман, которому мешал фашистский режим, и который едва не получил «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (’77).

Снова с Марчелло Мастроянни он снял фильм Il Mondo Nuovo в 1982 году, а затем снова в 1989 году с Массимо Троизи в фильме Che ora è?

Кроме этих, самых любимых, Скола снимал многих других артистов, например, Депардье в фильме Нечестная конкуренция (2001).

Его последняя работа датируется 2013 годом: нежная память о великом человеке, с которым он начинал: Che strano chiamarsi Federico, документальный фильм, посвященный Феллини.

Жизнь Этторе Скола прошла между гражданскими, политическими и социальными обязательствами. В 1989 году ему также было поручено заниматься вопросами культурного наследия.

Последняя дань памяти великому режиссеру будет отдана с 10.30 утра 21 января в Casa del Cinema в Риме, где будет установлена погребальная камера.