Обращения по поводу бронхиальной астмы

Тяжелая астма: 60% пациентов имеют избыточный вес, 7 из 10 — аллергики. Изображение регистра IRSA

В основном женщины, средний возраст 55 лет, в большинстве случаев с избыточным весом. Такова идентификационная группа пациентов с тяжелой астмой, полученная на основе первых данных, полученных из самой большой популяции итальянских пациентов с тяжелой астмой, включенных в IRSA- Italian Registry on Severe Asthma, опубликованных в журнале European Annals of Allergy and Clinical Immunology. Инициатива была спонсирована AAIITO (Итальянской ассоциацией больничных и территориальных аллергологов и иммунологов) и AIPO (Итальянской ассоциацией больничных пневмологов) и охватила 71 отделение пневмологии и аллергологии по всей Италии.

Картина, которая вырисовывается из данных IRSA, показывает, что 851 пациент, страдающий тяжелой формой астмы, в основном женщины (61%), средний возраст 55 лет, 60% с избыточным весом или ожирением, бывшие курильщики в 21% случаев и активные курильщики в 6%, несмотря на болезнь, с началом симптомов после 40 лет в 25% случаев, и, наконец, с аллергическим субстратом в 73% случаев.

Для повышения осведомленности о проблеме была проведена кампания «Доктор, у меня астма. Серьезно ли это?», инициатива, подписанная AAIITO, цель которой — способствовать появлению пациентов, страдающих от тяжелой астмы, около 5-10% всех астматиков, которые в течение многих лет оставались непризнанными и вынужденными пребывать в состоянии покорности и беспомощности.

Тяжелая астма — это форма астмы , которая требует максимального уровня терапии для контроля или остается неконтролируемой, несмотря на такое массивное лечение. Она оказывает воздействие, которое не ограничивается только ежедневными симптомами или острым приступом, но вызывает значительное эмоциональное, экономическое и социальное бремя для пациента и приводит к устойчивому и быстрому ухудшению качества жизни. Поэтому клинические параметры не должны быть единственным критерием оценки тяжелой астмы, когда, как и при других хронических заболеваниях, опыт пациента может варьироваться от индивидуума к индивидууму. Хотя у одних и тех же пациентов может быть диагностирован один и тот же тип заболевания и назначено одно и то же лечение, уровень удовлетворенности и общее бремя болезни могут быть разными, поскольку болезнь может меняться и видоизменяться с течением времени.

«Жить хорошо с тяжелой астмой — непростая задача, как из-за возможности рефрактерности к лечению, так и из-за повышенного риска смерти, что делает точку зрения пациента основным фактором, влияющим на состояние его здоровья», — объясняет д-р Антонино Мусарра , бывший президент AAIITO. «Многочисленные ограничения, налагаемые тяжелой астмой, всеохватывающее эмоциональное воздействие, чувство одиночества и разнообразие представляют собой тяжелую перспективу, особенно у молодых пациентов, по отношению к которым важен эмпатический подход, полезный для выявления убеждений и поведения, которые могут представлять собой некоторые барьеры, препятствующие оптимальному подходу».

Тяжелая астма и сопутствующие заболевания

В дополнение к сложному режиму лечения, у пациентов с тяжелой астмой сосуществует ряд легочных или внелегочных сопутствующих заболеваний, иногда не диагностированных или неадекватно учитываемых, которые способствуют осложнению заболевания и делают лечение менее эффективным. Эти сопутствующие заболевания — такие как хронический риносинусит, полипоз носа, гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, ожирение — способствуют плохому контролю заболевания и снижению приверженности терапии и, подобно глазам хамелеона, могут действовать независимо друг от друга.

Читайте по теме:  Как диагностировать туберкулез у ребенка

«Пациенты с тяжелой астмой в регистре IRSA имеют как минимум одно сопутствующее заболевание в 87,5% случаев и как минимум два сопутствующих заболевания в 77,4%», — отмечает профессор Мария Беатрис Било . К сопутствующим заболеваниям относятся не только болезни, имеющие общий патогенетический механизм с астмой (например, риносинусит и полипоз носа), но и заболевания, связанные с астмой (например, гастро-эзофагеальный рефлюкс), а также заболевания, возникающие в результате применения системного кортизона (например, остеопороз и гипертония). «В частности, наиболее часто у пациентов с IRSA встречаются следующие сопутствующие заболевания: хронический риносинусит (51,8%), гастро-эзофагеальный рефлюкс (43,5%), полипоз носа (42,7%), артериальная гипертензия (32,3%), остеопороз (19%)», — отмечает она. «Кроме того, 16% пациентов страдают от непереносимости аспирина и других нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП), что связано не только с тяжелой бронхиальной астмой, но и с хроническим риносинуситом с полипозом носа».

Сегодня проблема тяжелой астмы также возникает в связи с расширением терапевтических возможностей. В прошлом тяжелая астма, конечно, не пользовалась таким вниманием и интересом, как в последние годы. Вероятно, это было связано с ограниченным спектром доступных методов лечения этих форм астмы, которые в основном включали массивное использование пероральных кортикостероидов, и отсутствием точных диагностических критериев для выявления таких пациентов. В настоящее время, благодаря новым диагностическим знаниям и новым биологическим препаратам, которые способны точно действовать на механизмы большинства форм тяжелой астмы, началась большая осведомленность об этой патологии. С терапевтической точки зрения, около 32% пациентов с ИРСА получают пероральную кортизоновую терапию в дополнение к бронхиальным спреям, содержащим противовоспалительные препараты и бронхолитики в высоких дозах, а 64,5% получают моноклональные антитела.

Наконец, реестр IRSA также подчеркнул, что, несмотря на доступную в настоящее время терапию, более 50% пациентов на момент поступления в центры, включенные в реестр, имеют неконтролируемую астму, т.е. болезнь с более частыми вспышками, более частым использованием медицинских учреждений, с обращением в отделения неотложной помощи или госпитализацией, более частым использованием системных циклов кортизона и меньшим использованием биологических препаратов. «Регистр IRSA делает моментальный снимок пациентов с тяжелой астмой, направленных в специализированные центры, с целью последующего наблюдения за ними в течение определенного времени. Будет интересно повторно оценить данные через 1 год наблюдения, чтобы подтвердить роль регистра как инструмента для улучшения их ведения», — заключает д-р Мусарра.