Памятка УПК

Если Италия не отменит его до сегодняшнего дня, субботы 2 ноября, соглашение, заключенное в 2017 году для сдерживания прибытия мигрантов из африканской страны, останется в силе. За эти два года выгрузки сократились, но дорогой ценой для тех, кого удалось вернуть. Настолько, что даже сторонники этого соглашения призывают к его изменению. Вот почему

В последние дни соглашения, подписанные в 2017 году между Италией и Ливией для сдерживания прибытия мигрантов из этой африканской страны, вновь оказались в центре общественных дебатов. Предметом обсуждения является продление соглашения, которое, по мнению министра иностранных дел Луиджи Ди Майо, должно быть сохранено, с некоторыми изменениями и улучшениями.

Бывший министр внутренних дел Марко Миннити — один из главных участников подписания соглашений — придерживается того же мнения, в то время как несколько партий, как в составе большинства PD-M5, так и за его пределами, призывают к разрыву с прошлым и отмене соглашений.

Но что конкретно предусматривает это соглашение? Какие результаты она принесла и каковы ее основные критические замечания? Мы внесли некоторую ясность.

Меморандум с Ливией

2 февраля 2017 года тогдашний премьер-министр Паоло Джентилони и президент Ливии Файез Мустафа Серрадж — глава признанного международным сообществом правительства, которое, тем не менее, контролирует лишь часть национальной территории и находится в открытом конфликте с силами, возглавляемыми генералом Халифой Хафтаром в Киренаике — подписали «Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области развития, противодействия нелегальной иммиграции, торговле людьми, контрабанде и укрепления безопасности границ между государством Ливия и Итальянской Республикой».

Меморандум состоит из восьми статей, последняя из которых гласит, что соглашение «будет действовать в течение трех лет и молчаливо продлевается по истечении срока действия на эквивалентный период, если ни одна из договаривающихся сторон не уведомит другую в письменной форме не менее чем за три месяца до истечения срока действия».

Следовательно, 2 ноября является крайним сроком для повторного обсуждения возобновления пакта.

В первых двух статьях перечислены действия, которые Италия и Ливия обязуются осуществить, включая завершение системы контроля наземной границы на юге Ливии; финансирование ливийских центров приема за счет средств ЕС; обучение ливийского персонала; и запуск программ развития.

В частности, пункт (c) статьи 1 гласит, что «итальянская сторона обязуется оказывать техническую и технологическую поддержку ливийским органам, отвечающим за борьбу с нелегальной иммиграцией и представленным пограничной и береговой охраной Министерства обороны, а также компетентными органами и департаментами Министерства внутренних дел».

Итак, в течение нескольких месяцев после заключения соглашения Италия начала поставлять в Ливию патрульные катера, чтобы остановить отплытие (всего Серраджу было обещано 10 катеров) и обучить ливийские экипажи.

Соглашения прошлого

Однако Меморандум о взаимопонимании не появился из ниоткуда. Как подчеркивается во введении к самому тексту соглашения, оно является частью реализации договора, подписанного между Италией и Ливией в 2008 году (когда Муаммар Каддафи еще находился у власти) и ратифицированного итальянским парламентом в начале 2009 года.

В то время тогдашний премьер-министр Сильвио Берлускони заявил, что «подписание этого договора является историческим и закрывает страницу прошлого раз и навсегда», положив конец «40 годам недоразумений: существует полное и моральное признание ущерба, нанесенного Ливии Италией в колониальный период».

Это соглашение вызвало резкую критику, особенно со стороны гуманитарных организаций, поскольку Ливию обвинили в систематическом нарушении гуманитарных прав, особенно мигрантов.

Статья 5 закона о ратификации Договора о «дружбе, партнерстве и сотрудничестве» устанавливает финансовое покрытие в размере более 20 миллиардов евро для проведения интервенций в Ливии в период с 2009 по 2029 год в обмен на сдерживание потоков в Средиземноморье.

Гражданская война в североафриканской стране в 2011 году прервала отношения сотрудничества с Италией, которые затем возобновились в январе 2012 года с подписанием «Триполийской декларации» тогдашним премьер-министром Марио Монти и премьер-министром Национального переходного совета Абдуррахимом аль-Кибом.

Как поясняется в углубленном исследовании Палаты, этот текст обеспечил «политическую поддержку нашей страной национального мирного процесса».

Именно на эти два соглашения, по сути, опирается меморандум, подписанный в феврале 2017 года между Джентилони и Серраджем.

Сколько денег мы дали Ливии

Однако в меморандуме не указано, какой объем экономических ресурсов Италия обязалась предоставить Ливии. Поэтому в этом вопросе существует неопределенность.

Согласно подсчетам гуманитарной организации Oxfam Italy, в период с 2017 по 2019 год наша страна профинансировала мероприятия на сумму более 150 миллионов евро.

К этой цифре следует также добавить почти 370 миллионов евро, которые Европейский Союз выделил с 2014 по сентябрь 2019 года на программы в Ливии по управлению миграцией.

Эти мероприятия охватывают, в частности, помощь ливийским центрам приема беженцев и поддержку береговой охраны.

Зависит ли падение посадок от меморандума?

Обвал числа высадок в Италии начался в июле 2017 года, через пять месяцев после подписания меморандума с Ливией. Согласно итальянским и международным расследованиям, это будет зависеть от того, что вместо меморандума действовали секретные соглашения — детали которых неизвестны — которые ливийское правительство, при вероятном участии Италии, заключило с отдельными ливийскими группировками, занимающимися торговлей мигрантами.

Читайте по теме:  Этиология хронического бронхита

В обмен на деньги и, прежде всего, политическое признание, эти фракции блокировали бы отъезд.

Отсюда обвал прибытий в Италию с июля-августа, а не с марта 2017 года.

Количество высадок

Согласно данным Министерства внутренних дел, в конце июня 2017 года было зарегистрировано 23 526 высадок, что соответствует 22 993 в предыдущем месяце и показателям за тот же период 2016 года.

В конце июля этот показатель снизился до 11 461, а в августе даже до 3 920 прибытий: почти на одну шестую по сравнению с двумя месяцами ранее.

С августа по декабрь 2017 года всего было выгружено 24 000 особей, примерно столько же, сколько только в июне того же года.

Тенденция резкого снижения объемов выгрузки продолжалась и в последующие годы.

В 2018 году общее количество высадок составило 23 370, а в месячном исчислении число прибывших никогда не превышало 5 тысяч (самый высокий показатель был в январе — 4 182 высадки).

Также в 2019 году миграционный поток оставался на очень низком уровне. По состоянию на 31 октября 2019 года на берега Италии высадились в общей сложности 9 648 человек, а в месячном исчислении число прибывших никогда не превышало 2 500 человек (самый высокий показатель приходится на сентябрь 2019 года — 2 498 человек).

Короче говоря, благодаря ли меморандуму, секретным соглашениям с ливийскими группировками или комбинации этих двух факторов, то, что правительство Джентилони сделало летом 2017 года, привело к обвалу высадок, который продолжается до сих пор.

Но для достижения этой цели, согласно заявлениям ряда международных организаций, были допущены серьезные нарушения прав человека.

Денонсации ситуации в Ливии

Письмо, подписанное в октябре 2019 года Amnesty International, Acli, Asgi, Caritas, Emergency, Community of Sant’Egidio и Oxfam, среди прочих, осуждает, как «мигранты, перехваченные в море ливийской береговой охраной, оказываются запертыми в центрах содержания под стражей, в нечеловеческих условиях, недоедающими, без медицинской помощи и достаточного пространства».

Кроме того, «мужчины, женщины и дети подвергаются пыткам, изнасилованиям и систематическому насилию со стороны государственных чиновников и управляющих ими ополченцев». Некоторые люди также продаются торговцам людьми сразу после высадки».

Поэтому все подписавшиеся организации призывают правительство не продлевать меморандум с Ливией и, более того, требуют «немедленной эвакуации центров содержания мигрантов, гарантируя им необходимую помощь и защиту под эгидой международного сообщества».

О том, что ситуация в ливийских центрах неустойчива, говорят не только НПО и организации, связанные с католической церковью, но и Организация Объединенных Наций.

В своем докладе «Отчаянные путешествия», посвященном миграции в Европу в 2018 году, УВКБ ООН (агентство ООН по делам беженцев и мигрантов) уже говорит в преамбуле о «людях, высаженных в Ливии [. ] содержащихся в ужасных условиях (включая ограниченный доступ к пище и эпидемии в некоторых учреждениях, наряду с несколькими смертями)».

Далее в отчете мы читаем, что «люди, спасенные или перехваченные в море и высаженные в Ливии, впоследствии переводятся в центры содержания под стражей. Условия в этих центрах ужасающие». Например, случаи нелеченого туберкулеза и смертей зафиксированы в ноябре 2018 года.

Представитель Unhcr в Ливии Роберто Миньоне заявил 23 ноября 2018 года по этому поводу: «Беженцы в Ливии сталкиваются с кошмарным сценарием. Они бежали из своих домов в поисках безопасности и защиты, но в итоге оказались в тюрьме, томясь в убогих условиях неопределенное время. То, что их держат под стражей вместо того, чтобы защищать, достойно осуждения».

Одним словом, в центрах, где содержатся — или возвращаются обратно — мигранты, желающие попасть в Европу, условия нечеловеческие. Более того, это лишь пункт прибытия зачастую не менее опасных и унизительных путешествий по Африке.

В докладе УВКБ ООН реконструируются эти маршруты, во время которых, по сообщениям, имели место случаи гибели людей, насилия, изнасилования, вымогательства и пыток.

Заключение

Срок действия меморандума с Ливией, подписанного 2 февраля 2017 года, истекает 2 февраля 2020 года. Оно будет автоматически продлено на эту дату, если правительство Италии не уведомит Ливию до 2 ноября 2019 года о своем намерении не продлевать соглашение.

Согласно меморандуму, Италия помогает Ливии в управлении мигрантами, обучая своих военных, внося экономический вклад и оказывая техническую и технологическую поддержку.

Зависит ли резкое снижение количества высадок, зафиксированное с середины 2017 года — мы прошли путь от почти 25 000 высадок за один месяц в 2017 году до менее чем 10 000 высадок за 10 месяцев в 2019 году — от этого меморандума или, как утверждают некоторые СМИ, от других секретных соглашений с ливийскими фракциями, на сегодняшний день остается не до конца ясным.

В любом случае, несколько гуманитарных организаций и другие обратились к итальянскому правительству с просьбой не допустить продления меморандума. Условия в тюремных лагерях в Ливии, где содержатся мигранты, согласно отчетам ООН, являются фактически бесчеловечными.