Введение
Энрико Ларгеро
Хирург
Проказа и туберкулез — оба заболевания, вызываемые микобактерией, но развиваются они совершенно по-разному. Проказа поражает поверхность тела, лицо, конечности и внешние части человеческого тела, в то время как туберкулез незаметно проникает в организм (его еще называли mal sottile…) и поражает органы и системы, в первую очередь легкие. Их история и драматические последствия для населения теряются в тумане времени, в них вовлечена не только медицина, но и общество в целом, которое создало ad hoc подходящие места для изоляции, ухода и проживания. Лепрозории и санатории упоминаются в истории человечества с самого начала.
Уго Маркизио, врач скорой помощи и член международных организаций здравоохранения, прослеживает их историю, давая нам понять, что подобные бедствия прошлого с глобализацией и мультикультурализмом продолжают оставаться угрозой и в наши дни, опасностью, от которой нужно защищаться, которая должна заставить нас не ослаблять бдительность.
Исторический экскурс между медициной, художественно-литературными повествованиями и народными верованиями
Туберкулез и проказа вызываются одним и тем же родом микробов — микобактериями Mycobacterium tuberculosis и Mycobacterium leprae , если быть точным. Помимо этиологического сходства, они обладают особой аурой проклятия, предрассудков и стигмы, которая на протяжении всей истории человечества порождала чудовищные злодеяния, но в то же время питала искусство, литературу, дух и приверженность солидарности с такой интенсивностью, которая неизвестна ни одной другой болезни. Дело в том, что речь идет о хронических и эндемических инфекциях, при которых в заражении и клинической эволюции характеристики пораженного человека имеют большее значение, чем сам возбудитель.
Чума (эпидемия) «не смотрит никому в лицо» и, если человек не может изолировать себя, как юноши из «Декамерона» , она одинаково поражает сильных и оборванных, недоедающих и переедающих; микобактериальные заболевания, напротив, распространяются в окружающей среде постоянно и повсеместно, кажется, выбирают своих жертв на основе особенностей каждого, генетических, экологических и социальных. Шаг короткий — превратить несчастье в вину, а болезнь — в позорный знак всеобщего осуждения и необратимой маргинализации… «Ученики Его спросили Его: «Равви, кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? ( Ин 9:2).
Первый урок нам дает тот факт, что туберкулез зародился в животном мире (прежде всего у крупного рогатого скота) и перешел к Homo sapiens с появлением скотоводства. Таким образом, это антропозооноз, подобный лихорадке Эбола или пандемии COVID-19. Туберкулез, вероятно, был первым случаем » spillover » (скачок вида) в истории человечества! Однако палеопатология предлагает нам доказательства присутствия обоих заболеваний с доисторических времен (15 000-20 000 лет назад) на всех континентах.
Проказа — путаясь с различными другими кожными заболеваниями — всегда имела огромное «мета-биологическое» и «мета-здоровое» измерение, от Торы до древнейших китайских и индийских медицинских документов, в то время как эпидемиологический и «культурный» бум туберкулеза произошел гораздо позже, в 18 и 19 веках, с промышленной революцией и концентрацией многих людей в нездоровой домашней и рабочей среде. Этот факт учит нас тому, что, к сожалению, человек продолжает придавать слишком большое значение внешнему виду кожи (самому поверхностному, что у нас есть) по сравнению с тем, что находится внутри, а расизм может быть не только этническим, но и связанным со здоровьем. Незаметная болезнь», туберкулез легких, который нельзя увидеть внешне, была гораздо менее распространена, чем проказа, и стала встречаться только в наше время. Фактически, единственным клиническим проявлением туберкулеза, которое производило особое впечатление в классические и средневековые времена, была золотуха (туберкулезный лимфаденит шеи), поскольку она была настолько очевидна внешне, настолько, что стала объектом тауматургического «королевского прикосновения», введенного Кловисом во Франции в 596 году, позже распространенного в Англии и продолжавшегося до 19 века.
Важность окружающей среды для влияния на взаимодействие бактерий и хозяина заставляет нас понять, насколько важны социальные детерминанты здоровья при микобактериальных заболеваниях. Герхард Армауэр Хансен открыл Mycobacterium leprae в 1873 году в Норвегии, где в то время проказа была еще эндемичной. Затем он полностью исчез из Скандинавии, без вакцины или антибактериальных препаратов, только в результате улучшения условий жизни и труда, гигиены и питания людей.
В XVIII и XIX веках туберкулез считался болезнью нищих и проституток. Фаланстеры, описанные Эмилем Золя, и шахты Рура, где «силикоз — это постель чахотки» (как писал патологоанатом Марк Арман Руффер), нашли отклик у героинь, которые не были все дома и в церкви. Сын Александра Дюма Дама с камелиями , Виолетта в «Травиате» Верди и Мими в «Богеме» Пуччини хорошо выражают в мелодраматическом сюжете «Эрос-танатос» социальное клеймо, которое неумолимо принесла с собой микобактерия.
Рис.1 Уровень смертности от туберкулеза в Италии на 100 000 жителей с 1897 по 1951 год показывает резкое падение, с ограниченным ростом во время двух мировых войн, без вакцин и антибиотиков, примерно до 1/5 от первоначальных значений
От стигмы к социальной болезни
На рубеже 19 и 20 веков мы стали свидетелями развития социальной медицины, активизации санаториев и капиллярной работы по профилактике, лечению/изоляции и социальной защите, проводимой противотуберкулезными консорциумами в странах с высоким уровнем дохода. Гораздо меньше было сделано для лечения проказы, которая в настоящее время распространена только в странах с низким уровнем дохода и стала клеймом «отсталости».
Кстати, я хотел бы рассказать вам личный анекдот, который подчеркивает, как различия и «иерархии» могут быть созданы среди одних и тех же пациентов с микобактериозом, с их общей дозой маргинализации и стигмы, которую они несут на своих плечах. В конце 1970-х годов я участвовал в медицинском курсе по лепре, который проводился в Фонтильесе (Испания), одном из центров, где были сосредоточены последние эндемичные европейские случаи, и заметил, что сами пациенты предпочитали говорить, что они находятся — или находились — в «санатории», а не в «лепрозории», потому что туберкулез был менее печально известен, чем проказа…
Усилия по борьбе с туберкулезом как социальным заболеванием, наряду с появлением радиологии, тем не менее, снизили смертность до одной пятой в период с конца 1800-х годов до появления антибиотиков (около 1950 года). Это была славная эпоха санаториев, скрининга и лечебного пневмоторакса Форланини, описанная Томасом Манном в «Зачарованной горе» и лично пережитая большим количеством великих художников и интеллектуалов, таких как Альберто Моравиа, Франц Кафка, Эдвард Мунк, Гвидо Гоццано, Кристобаль Рохас, Амедео Модильяни и Антон Чехоф… и это только некоторые из них, но с разной степенью успеха. и это лишь некоторые из них, но стоило бы подробнее изучить каждого из них, какое решающее влияние оказала болезнь на проявление их гения.
Проказа и туберкулез: символы смерти и искупления! Проказа и туберкулез: символы смерти и искупления! Туберкулез, например, ознаменовал конец многих «пустых жизней» и, сопровождаемый алкоголем и пулями, даже вымирание целых коренных народов. Но в то же время проказа, жестокое воздействие на ее страдальцев, стало решающим поворотным моментом в жизни великих «солидарных» личностей, от Святого Франциска Ассизского ( Завет ) до Эрнесто Че Гевары ( Diarios de Motocicleta ).
© Новости биоэтики Турин, апрель 2021 — Воспроизведение запрещено