Пост-ковид-19 синдром: каковы долгосрочные последствия коронавируса?
Камилла де Фазио
Прошло шесть месяцев с момента начала чрезвычайной ситуации в области здравоохранения в Италии и дня, когда ВОЗ объявила Ковид-19 пандемией. Среди многих неизвестных вопросов о новом коронавирусе, которые пока остаются (на данный момент) без ответа, — долгосрочные последствия, которые болезнь оказывает на здоровье пациентов. У многих людей, особенно в тяжелых случаях, но не только, различные симптомы, такие как усталость и аритмия, сохраняются даже после окончания инфекции. Как долго они прослужат? Какова может быть степень повреждения даже спустя некоторое время?
Хотя в настоящее время эти вопросы не имеют ответа, проводится множество исследований, изучающих то, что было названо «синдромом после Ковида-19». Уже опубликовано несколько исследований, представляющих первые результаты.
«В настоящее время основными симптомами, о которых сообщают пациенты после заражения, являются три: Глубокое чувство усталости (астения, усталость по-английски), одышка, затем затрудненное глубокое дыхание, боль в костях и мышцах на уровне груди, связанная с затрудненным дыханием», — объясняет д-р Анджело Карфи , врач-гериатр из Fondazione Policlinico Universitario Agostino Gemelli IRCCS и первый автор статьи, опубликованной в JAMA . В исследовании анализируются симптомы, на которые жаловались испытуемые, перенесшие тяжелую форму Covid-19, примерно через два месяца после выписки из больницы.
Глубокое чувство усталости
Наиболее тревожным и распространенным постоянным симптомом, по-видимому, является усталость. В интервью Science , Майкл Маркс , специалист по инфекционным заболеваниям из Лондонской школы гигиены и тропической медицины отметил важность отслеживания симптомов, вызывающих такую усталость, чтобы справиться с ней. В основе усталости может лежать, например, фиброз легких или нарушение функции сердца. «Глубокая усталость — это неспецифический симптом», — подтверждает Карфи. «Даже когда мы болеем гриппом, мы испытываем чувство усталости, в основном из-за воспалительных цитокинов, выделяемых иммунной системой для того, чтобы остановить вторгшегося патогена». Существует несколько факторов, которые могут объяснить, почему симптом сохраняется в течение долгого времени: «выброс цитокинов, который продолжается даже после инфекции, потому что организм восстанавливает себя, или сохранение вируса в органах», — предполагает врач. Астения также может быть вызвана «разрушительным воздействием, которое болезнь оказала не только с органической точки зрения, но и на моральное состояние, мотивацию и познание». Изоляция, госпитализация, драма беспрецедентной чрезвычайной медицинской ситуации — это очень травмирующий опыт.
Выявить патофизиологическую основу одышки легче в связи с тем, что легкие, органы, наиболее сильно пострадавшие от Covid-19, находятся в процессе заживления, и требуется некоторое время для полного восстановления тканей. Невролог Майкл Занди , цитируемый в статье Science , указывает, что даже такие распространенные заболевания, как пневмония, могут потребовать периода восстановления около месяца. Астения, например, очень часто встречается в фазе выздоровления при мононуклеозе, отмечает Карфи.
В очень тяжелых случаях Covid-19, однако, возникал острый респираторный дистресс-синдром (ОРДС). У части таких пациентов, отмечает врач, «микроанатомические нарушения, которые происходят во время инфекции, могут вызвать проблемы на всю жизнь». Поврежденные участки легкого никогда не заживают полностью. Однако такая оценка может быть сделана более точно с помощью долгосрочных исследований, как это было в случае с первым тяжелым острым респираторным синдромом (SARS) и ближневосточным респираторным синдромом (MERS). Оба заболевания могут разрушать легкие, и исследование медицинских работников, заболевших атипичной пневмонией в 2003 году, показало, что у тех, кто имел поражения легких через год после заражения, они сохранились и через 15 лет. Другое исследование, из Китая, показывает, что через 12 лет после заражения вирусом Сарс-Ков небольшая группа выживших пациентов была более склонна к инфекциям (у половины пациентов было не менее пяти простуд за предыдущий год). Однако Covid-19 является более легким заболеванием, чем Sars и Mers, и на данный момент «никто не может предсказать, какой процент пациентов выздоровеет, а сколько будет иметь долгосрочные повреждения», по словам Science врача Michelle Biehl , из Кливлендской клиники в Огайо.
Туман в голове
Еще один распространенный и тревожный симптом — трудности с ясным мышлением. Своеобразный «туман в голове», сопровождающийся проблемами с памятью. Этот когнитивный дефицит остается загадкой для клиницистов, но он имеет объективную основу. Неврологи и психиатры компании Gemelli подвергли пациентов психологическим тестам, чтобы количественно и объективно оценить эти симптомы. «Предварительные анализы показывают, что показатели этих пациентов ниже, чем ожидалось для их возрастной группы (от 50 до 60 лет).
Пока неизвестно, может ли это быть связано с прямым действием вируса на нейроны, но некоторые исследователи предполагают, что он также может повышать риск развития болезни Паркинсона или Альцгеймера. Это правдоподобно, по мнению Карфи, который представляет, что инфекция Covid-19 может усугубить ситуацию, например, до болезни Альцгеймера. «Чрезмерный стресс, которому подвергается пациент с предрасположенностью к этому заболеванию из-за вируса, может привести к более быстрому проявлению первых симптомов».
У некоторых пациентов сохраняются кашель, потеря вкуса и обоняния, головные боли, головокружение, бессонница, кожная сыпь и даже аритмия. На самом деле, несколько исследований указывают на то, что вирус может нанести долгосрочный ущерб функции сердца. Исследование, опубликованное в журнале J AMA Cardiology , показало, что из 100 пациентов, у которых был Covid-19, у 78 через 10 недель после постановки диагноза были выявлены сердечные аномалии и очень часто воспаление сердечной мышцы.
Текущие исследования
Большинство опубликованных к настоящему времени статей о «постковидном синдроме» просто сообщают о симптомах, о которых сообщают пациенты, не проводя объективного обследования для подтверждения существования проблем, приводящих к этим симптомам. Однако в настоящее время во всем мире проводятся объективные обследования, объясняет Карфи, и они дадут очень надежные данные. На данный момент самым крупным начатым последующим исследованием является PHOSP-COVID, проводимое в Великобритании консорциумом исследователей и клиницистов, целью которого является оценка долгосрочных эффектов Covid-19 примерно у 10 000 испытуемых в течение одного года.
Вместо этого врачи в Gemelli будут продолжать наблюдать за пациентами, проводя объективные тесты, например, для оценки работы дыхательной системы и когнитивных функций. Эти тесты изначально не были частью клинического исследования, а возникли в связи с практической необходимостью наблюдения за пациентами, которые были выписаны. «Врачи Gemelli поняли, что даже те, кто соответствовал критериям для выписки (два отрицательных мазка), не были полностью излечены, — объясняет Карфи, — поэтому мы решили пересмотреть их для проверки через некоторое время. В этой инициативе приняло участие большое количество специалистов: психиатры, отологи (оценивающие вкус и обоняние), пульмонологи, инфекционисты, гастроэнтерологи….. Каждый специалист собирал данные очень стандартизированным и точным способом, а часть анамнеза была собрана и опубликована в JAMA’. Эта первоначальная работа сейчас расширяется: в настоящее время имеется 350 пациентов, и для каждого из них собрано около 1 500 переменных. «В идеале мы хотели бы рассмотреть всех этих пациентов через шесть месяцев или год, чтобы увидеть, являются ли эти симптомы стойкими, но не постоянными», — заключает он. Исследование сосредоточено на тяжелых случаях, на людях, которые были госпитализированы, в основном потому, что легкие случаи сложнее изучать клинически.
Эти и многие другие исследования, проводимые по всему миру, будут иметь важное значение для выявления основы долгосрочных эффектов Covid-19, их продолжительности и способов улучшения состояния пациентов после выписки из больницы.
Камилла де Фазио