Дефицит антитрипсина альфа-1
Интервью с профессором Анджело Гвидо Корсико, руководителем референс-центра по диагностике и регистрации наследственного дефицита альфа-1-антитрипсина, для которого в конце месяца начнется сбор средств на финансирование исследований
Цирроз печени и эмфизема легких могут возникнуть, даже если вы не пьете и не курите. В действительности, оба заболевания могут быть вызваны дефицитом альфа-1-антитрипсина , который следует искать во всех случаях, когда эмфизема не объясняется курением сигарет, особенно если она появляется в молодом возрасте, и когда заболевание печени не связано с вирусными инфекциями или приемом алкоголя. Для финансирования исследования в конце месяца на сайте Университета Павии www.universitiamo.eu начнется сбор средств . Чтобы узнать больше об этой теме, и в частности о доступном лечении и диагностике, мы взяли интервью у профессора Анджело Гвидо Корсико, доцента кафедры респираторных заболеваний Университета Павии и руководителя Центра диагностики наследственного дефицита альфа1-антитрипсина в Павии, который был определен Европейской сетью по редким заболеваниям (ERN — European Reference Network) в качестве референсной лаборатории для Западной Европы.
Профессор, что такое Альфа-1 антитрипсин?
«Альфа-1 антитрипсин — это белок, вырабатываемый печенью, который обладает антипротеазной активностью, то есть защищает организм, и в частности легкие, от эластазы, выделяемой нейтрофилами во время воспалительных процессов. Производство этого белка регулируется генетически, поэтому дефицит передается по наследству: передача кодоминантная, что означает, что люди могут быть гомозиготными или гетерозиготными по аллелям, определяющим производство белка.
Когда мы можем говорить о недостатке?
«Обычно, когда белок ниже 110 миллиграммов на децилитр, но тяжелая форма, когда белок присутствует в крови ниже 50 миллиграммов на децилитр. Тяжелый дефицит связан с заболеваниями легких, особенно с эмфиземой легких. Легкие являются органом, наиболее пострадавшим от недостатка этого белка, поскольку они подвержены действию воспалительных агентов, которые могут быть вызваны, в частности, сигаретным дымом или другими загрязняющими воздействиями, а также хроническими респираторными инфекциями. Однако люди с крайне низким или отсутствующим уровнем этого белка подвержены риску развития эмфиземы легких, даже если они не курят. Конечно, эмфизема не вызвана исключительно дефицитом альфа-1-антитрипсина: она может возникать у курильщиков независимо от этого дефицита. Но если это происходит в молодом возрасте, то очень вероятно, что это связано с дефицитом.
Этот недостаток затрагивает только легкие или и другие органы?
«Печень также может пострадать от дефицита, поскольку в некоторых вариантах белок не высвобождается в кровь, а накапливается, вызывая цирроз или печеночную недостаточность.»
И даже в этих случаях, могут ли у людей с дефицитом антитрипсина альфа-1 развиться эти заболевания без каких-либо внешних воздействий, то есть, например, без приема алкоголя?
«Именно так, даже без алкоголя. Мы обычно говорим, что если эмфизема, особенно в молодости, или заболевание печени не объясняется курением сигарет, вирусными инфекциями или приемом алкоголя, то следует искать дефицит альфа-1-антитрипсина».
Какие анализы следует назначить в случае сомнения в недостаточном присутствии белка?
«Самый простой способ — проверить белок в крови вместе с анализом на С-реактивный белок: значения имеют тенденцию увеличиваться во время острых воспалительных событий, что может помешать выявлению некоторых дефицитных субъектов; анализ на С-реактивный белок, с другой стороны, позволяет нам понять, был ли образец взят в подходящее время, следовательно, в отсутствие воспаления, или его следует повторить. Анализ белков крови стоит совсем недорого и может быть выполнен в любой лаборатории. Если количество циркулирующего в крови альфа-1-антитрипсина составляет менее 110 миллиграммов на децилитр, необходимо провести тесты второго уровня, которые включают более сложные и более дорогие генетические экспертизы: необходимо полностью подставить диагноз и, следовательно, искать наличие аллелей S или Z вместо аллели M, которая является нормальной. Поэтому диагностическая процедура довольно сложна, поскольку включает в себя фенотипирование, генотипирование и, возможно, секвенирование всего гена. К сожалению, это означает, что многим людям диагноз не ставится: в Италии диагностическая задержка составляет не менее 8-9 лет по сравнению с тем, что могло бы быть при более своевременной диагностике. Однако в нашем центре все эти тесты проводятся очень легко. Все, что вам нужно сделать, это прислать нам шесть капель засохшей крови на специальной карточке, на которой есть специальные впитывающие бумажные диски. Дополнительную информацию можно найти на сайте http://alfa1antitripsina.it’.
Может ли задержка в постановке диагноза быть также вызвана трудностями, которые могут возникнуть у врачей, не специализирующихся в этой области, в распознавании дефицита, учитывая, что симптомы дефицита могут быть отнесены и к другим патологиям?
«Риск не обнаружить случаи, связанные с генетическим заболеванием, высок именно потому, что они не исследуются. Существуют и другие формы ХОБЛ (хронической обструктивной болезни легких), при которых эмфизема является анатомической особенностью. Кроме того, легче выявить генетическое заболевание, когда оно поражает детей или младенцев, в то время как для заболевания, возникающего в зрелом возрасте, сложнее предположить генетическую причину. Следует иметь в виду, что дефицитом страдает в среднем один из каждых 3 000 человек, но 2% страдающих ХОБЛ, которых в Италии очень много, подвержены этому заболеванию. Поэтому крайне важно, чтобы все страдающие ХОБЛ, имеющие хроническое заболевание дыхательных путей, хотя бы раз в жизни сдавали анализ на содержание этого белка в крови. Стоимость очень низкая и позволит определить фактор риска точно так же, как это делается с холестерином при сердечно-сосудистых заболеваниях. Поэтому, чтобы избежать таких задержек или неправильной интерпретации симптомов, необходимо предоставить эту информацию и специальную подготовку врачам общей практики — тому звену, которое связывает пациента со специалистом, и возобновить ее для врачей-специалистов».
Возможно ли излечение?
«При тяжелом дефиците существует заместительная терапия, которая заключается в еженедельном введении альфа-1-антитрипсина для восстановления нормальных показателей. При своевременном назначении инфузионная терапия может, по крайней мере, остановить прогрессирование заболевания. Это постоянная терапия, но во многих случаях она позволяет избежать или продлить время, необходимое для пересадки легкого, что является реальным риском для этих пациентов. Трансплантация печени — еще один эффективный метод лечения этого заболевания: новая печень восстанавливает нормальный уровень альфа-1-антитрипсина, что также защищает легкие. Всем тем, у кого показатели ниже нормы, но не настолько низкие, чтобы считаться серьезным заболеванием, необходимо настоятельно и безотлагательно посоветовать не курить, не подвергать себя риску дыхательных путей и периодически проходить оценку функции дыхания».
Могут ли люди с дефицитом заниматься физической активностью?
«Да, это целесообразно как для общей популяции; нет никаких исключений и особых показаний