Домашняя медицина в начале двадцатого века

Умбрийские народные медицинские поверья…справочник бабушкиных средств, которых следует строго избегать

До середины 20-го века врач был роскошью, которую не каждый мог себе позволить. Во многих маленьких деревнях на холмах Умбрии из-за нехватки транспортных средств, отсутствия соединительных дорог или плохого содержания тех немногих, что имелись, приходилось долго и трудно доставлять больных в больницы больших городов. Отсутствие врачей-специалистов, однако, не деморализовало выносливых «горцев», которые, в случае необходимости, без колебаний принимали быстрые меры, чтобы попытаться вылечить больного согражданина или члена семьи.

В связи с этим некоторые книги, в том числе: » Per ville e castelli di Assisi», Vittorio Falcinelli; «Le tradizioni popolari… nella frazione di Armenzano», Maria Pia Gubbini; «La magia dell’aia — scene di vita contadina», Cosimo Piccolo , собраны интересные интервью, в которых в возвышенной манере показано начало двадцатого века, прожитое простолюдинами и крестьянами горы Субасио.

Болезни, распространенные в этой местности, были связаны в основном с плохими условиями жизни, питания и труда того исторического периода: колит, артрит, плеврит, пневмония, свинка, краснуха, тонзиллит, нервное истощение. Болезни, более печально распространенные сегодня, такие как рак или артериосклероз, встречались гораздо реже. Лекарства изготавливались из привычных для крестьянской жизни и поэтому легкодоступных ингредиентов, таких как: вареные яблоки, апельсиновая корка, шалфей, лен, манная крупа, горчица, пырей, фасоль, масло, мука, розмарин, горечавка, вино, ликер, уксус, яйца, пчелиный воск, капуста, картофель, сахар, ромашка, спирт, бузина, базилик, листья ежевики, мальва, кукуруза, мурагриола, рута, гвоздика и ячмень. Как уже упоминалось выше, домашнее средство пыталось вылечить болезнь, но нередко предпочитали не обращаться к больным, чтобы не подвергаться «любящей» заботе импровизированных врачей. Попробуйте, чтобы поверить:

У вас ушная инфекция? Вы справитесь с этим, делая компрессы из шерстяной ткани, приложенной к горящей глиняной крышке, но не забудьте добавить молоко матери, кормящей ребенка мужского пола.

Подхватили ли вы пневмонию? Я рекомендовал носить шерстяную рубашку! Теперь вам придется пойти в аптеку и купить упаковку мигнатов (пиявок)! Вы должны осторожно поместить их в нижнюю часть больного легкого. По окончании терапии снимите их с пораженного участка, предварительно обернув тканью, смоченной в теплой воде, чтобы кровь снова свободно текла. Не забудьте очистить мигнаты от высосанной плазмы, поместив их в холодную золу, а затем в банку с чистой водой для завершения процесса, чтобы их можно было использовать в следующий раз. Не смогли найти дешевых лимпетов? Хорошей заменой может стать обожженная глиняная крышка, используемая при отите.

У вас небольшая лихорадка? Вот отличное средство: разделите живого голубя и приложите две части к подошвам ног, затем забинтуйте все это и не снимайте в течение дня или около того; когда голубь впитает лихорадку, вы вылечитесь. Не нравится решение? Вместо птицы используйте сморщенные улитки.

Если для взрослых лечение кажется странным, не говоря уже о том, что происходило с младенцами, особенно с теми, кто еще не мог говорить, чтобы сообщить о своих симптомах. Младенцы без современных вакцин и при плохом питании были подвержены серьезным дисфункциям не меньше, а даже больше, чем взрослые. Например, таких болезней, как fantignole, которая в народном диалекте, кажется, соответствует полиомиелиту, боялись, потому что они убивали или в менее тяжелых случаях оставляли детей деформированными на всю жизнь. Эта болезнь была настолько страшной, что ее диагностировали при первых проявлениях судорог, даже если это не всегда был полиомиелит, и немедленно принимали меры. Опять же, я утверждал, что они предпринимали действия, а не решали проблему. На самом деле, исцеления народной медицины поражают воображение: широко распространен был метод выливания трех капель воска свечи Candlemas на затылок больного ребенка. Эту операцию часто проводили всем детям при рождении, чтобы предотвратить появление фантомов до их появления. В качестве альтернативы можно использовать два гаечных ключа, один мужской (с твердым острием), другой женский (с полым острием), поместив их скрещенными и раскаленными на затылке пострадавшего ребенка, чтобы получить глубокий ожог.

Читайте по теме:  Туберкулез лица

Если в первые месяцы жизни новорожденный ребенок истощался, вместо того чтобы набирать вес, постоянно плакал и терял жизненные силы, вместо того чтобы списать причину на плохое питание, считалось, что в нижней части спины, в крестце, находится бифуркула (известная как forficula auricularia). Для того чтобы изгнать нарушителя из тела, три, пять или семь бифуркул обжаривали в оливковом масле, в зависимости от варианта. Тот, кто должен был проводить операцию, обычно «стролика», окунал указательный и средний пальцы правой руки в масло для жарки; двумя пальцами, образующими нечто вроде перевернутой буквы V, он помазывал низ ребенка сверху вниз, как бы показывая животному путь наружу. Конечно, чтобы операция была эффективной и, как мы предполагаем, увеличила доход «специализированной» медсестры, ее нужно было повторять семь или девять дней подряд.

Для лечения бронхита спину ребенка массировали шерстяной тканью, пропитанной кремом из овечьего молока, но можно было также использовать железное масло — продукт, который было несложно изготовить, а затем полезный при различных недугах. Для приготовления масла кусок железа клали на раскаленные угли и оставляли до тех пор, пока он не накаливался; затем его сразу же погружали в емкость, наполненную маслом. Некоторые люди предпочитали обратную процедуру: кипятили масло, а затем окунали в него металлический стержень, но неизвестно, какой из этих двух методов был лучшим. Представьте, что для нейтрализации опасности того, что гипотетические черви могут напасть на горло ребенка и вызвать удушье, его заставили проглотить ложку масла или понюхать чеснок.

То, что я написал, дает четкое представление об уровне бедности, которую переживали горные районы Субасио в то время. Когда вы снова жалуетесь на медицинское обслуживание, я упоминаю, что изоляция часто приводила к назначению местного жителя для оказания первой помощи больным, но часто «врач» был тем же, кто лечил животных. Нередко средства для лечения животных и людей были одинаковыми.

Сегодня, в условиях прогресса, эти обычаи народной медицины кажутся нам абсурдными, так же как странными и анахроничными являются некоторые из самых распространенных болезней, которыми страдали наши бабушки и дедушки: откровенность, щедрость и альтруизм. В других случаях…