НАУКА И ИССЛЕДОВАНИЯ
Пандемии и сокращение биоразнообразия
Лоренцо Чиккарезе
ДОЛЯ
- электронная почта
Побег из эпохи пандемий : Эксперты предупреждают, что на подходе еще более серьезные кризисы, чем Ковид-19. В дикой природе от 540 000 до 850 000 «неизвестных» вирусов могут заражать людей.
Предлагаемые варианты снижения риска включают: создание Межправительственного совета по предотвращению пандемии; устранение факторов риска, включая обезлесение и торговлю дикими животными; налогообложение деятельности, связанной с высоким риском пандемии.
Авторы прогнозируют более частые, смертоносные и дорогостоящие пандемии, экономические последствия которых, по их оценкам, могут в 100 раз превысить предполагаемый ущерб от профилактики.
29 октября IPBES, высший научный орган по вопросам природы и биоразнообразия, опубликовал доклад о связи между сокращением биоразнообразия и пандемиями. В докладе говорится, что в будущем пандемии могут возникать чаще, распространяться быстрее, наносить больший ущерб мировой экономике и вызывать больше смертей, чем Ковид-19. Если не произойдет коренных изменений в том, как мы справляемся с инфекционными заболеваниями в глобальном масштабе, отдавая приоритет профилактике, а не ожиданию вспышки зоонозов и других заболеваний и реагированию на них.
В докладе МПБЭУ напоминается, что COVID-19 является по меньшей мере шестой глобальной пандемией в области здравоохранения со времен Великой пандемии гриппа 1918 года, и хотя ее источником являются патогены, переносимые животными, как и все пандемии, ее вспышка была полностью обусловлена деятельностью человека. В природе существует примерно 1,770 млн. «неизвестных» вирусов, использующих в качестве хозяев млекопитающих и птиц. Из них от 540 000 до 850 000 могут быть способны заражать людей.
«Нет большой загадки в причинах пандемии Ковид-19 — или любой современной пандемии, — сказал Питер Дасзак, президент EcoHealth Alliance, который возглавлял семинар IPBES. «Деятельность человека, вызывающая изменение климата и потерю биоразнообразия, — это та же самая деятельность, которая, воздействуя на окружающую среду, приводит к риску пандемии. Изменения в землепользовании, расширение и интенсификация сельского хозяйства и торговли, неустойчивое производство и потребление нарушают природу и увеличивают контакты между дикой природой, сельскохозяйственными животными, патогенами и людьми. Это путь к пандемиям».
Вместо этого, как утверждают ООН и Всемирная организация здравоохранения, мир должен устранить первопричины, включая вырубку лесов для производства мяса и шкур, пальмового масла, металлов и другой продукции для более богатых стран.
В докладе говорится, что рост числа возникающих заболеваний связан с «недавним экспоненциальным ростом потребления и торговли, обусловленным спросом в развитых странах и странах с развивающейся экономикой, а также растущим демографическим давлением».
Последнее столетие стало периодом беспрецедентных экологических изменений, сопровождавшихся резким сокращением природных экосистем и биоразнообразия и не менее резким увеличением численности людей и домашних животных. Никогда прежде не было такого количества животных, содержащихся таким большим количеством людей, и никогда прежде не было такого количества обстоятельств для передачи патогенов от диких и домашних животных через биофизическую среду к людям, вызывая заболевания, известные как зоонозы или зоонозы. Результатом этого стало повсеместное увеличение числа возникающих зоонозных заболеваний, вспышки эпидемий и зоонозов пищевого происхождения во всем мире и вызывающее беспокойство сохранение запущенных зоонозных заболеваний в бедных странах.
Около 60% всех инфекционных заболеваний человека являются зоонозными, как и 75% всех возникающих инфекционных заболеваний.
В среднем, согласно новому отчету IPBES, каждые четыре месяца у человека появляется новое инфекционное заболевание. Многие из них происходят из дикой природы. Домашний скот часто выступает в качестве эпидемиологического моста между дикой природой и человеческими инфекциями. Это особенно верно для интенсивно разводимого скота, чьи стада или отары, выведенные для получения производственных признаков, а не устойчивости к болезням, не имеют того генетического разнообразия, которое обеспечивает устойчивость к инфекции.
Примером того, как домашний скот выступает в качестве «моста» между болезнями, является птичий грипп, вирусы которого сначала циркулировали среди диких птиц, затем заразили домашнюю птицу, а от нее перешли к человеку.
В отчете говорится, что риск пандемий может быть значительно снижен путем сдерживания человеческой деятельности, вызывающей потерю биоразнообразия, повышения уровня охраны природы путем расширения масштабов существующих и создания новых охраняемых территорий, а также сокращения неустойчивой эксплуатации богатых биоразнообразием регионов мира. Это позволит уменьшить контакты между дикими животными, скотом и людьми и поможет предотвратить распространение новых заболеваний.
«Подавляющее большинство научных данных указывает на очень позитивное заключение», — сказал Дасзак. «У нас есть растущий потенциал для предотвращения пандемий, но то, как мы сейчас с ними справляемся, не учитывает большую часть этого потенциала. Наш подход фактически зашел в тупик: мы все еще полагаемся на попытки сдерживать и контролировать болезни после их возникновения, полагаясь на вакцины и лечение. Мы можем избежать эры пандемий, но для этого необходимо уделять больше внимания профилактике, а также ответным мерам».
«Радикальные изменения, которые человеческая деятельность смогла произвести на нашу природную среду, не всегда должны рассматриваться как негативные события. Они также являются убедительным доказательством нашей способности стимулировать изменения, необходимые для снижения риска будущих пандемий. Деятельность человека может принести пользу для сохранения природы и смягчения изменения климата и его последствий.»
В докладе говорится, что полагаться на меры реагирования на болезни после их возникновения, например, с помощью мер общественного здравоохранения и технологических решений, в частности, быстрой подготовки и распространения новых вакцин и методов лечения, — это «медленный и неопределенный путь», отмечая, что реагирование на пандемии сопряжено с широкомасштабными человеческими страданиями и ущербом для мировой экономики в десятки миллиардов долларов в год.
По состоянию на июль 2020 года предполагаемые затраты на Ковид-19 составят от 8 до 16 триллионов долларов США в глобальном масштабе. Кроме того, по оценкам, расходы только в Соединенных Штатах Америки могут достичь 16 триллионов долларов к IV кварталу 2021 года. По оценкам экспертов, стоимость снижения рисков для предотвращения пандемий в 100 раз ниже, чем стоимость реагирования на пандемии, что «обеспечивает сильные экономические стимулы для трансформационных изменений».
В докладе также предлагается ряд вариантов политики, которые помогут снизить и устранить риск пандемии, в том числе:
— Создать межправительственную комиссию высокого уровня по предотвращению пандемий для: предоставления лицам, принимающим решения, лучших научных и фактических данных о возникающих заболеваниях; прогнозирования зон повышенного риска; оценки экономического воздействия потенциальных пандемий; и выявления пробелов в знаниях, которые должны быть заполнены в ходе исследований. Этот комитет мог бы также координировать разработку глобальной системы мониторинга.
— Обязать страны выполнять взаимно согласованные цели или задачи в рамках международного соглашения или договора с явными преимуществами для людей, животных и окружающей среды.
— Институционализация подхода «Единое здоровье» в национальных правительствах для повышения готовности к пандемии, улучшения программ профилактики пандемии и расследования и контроля вспышек во всех секторах.
— Разработка и включение (интеграция) оценок риска воздействия пандемических и новых заболеваний на здоровье в основные программы и проекты развития и землепользования, а также реформирование финансовой поддержки землепользования таким образом, чтобы выгоды и риски для биоразнообразия и здоровья были четко признаны и направлены.
— Обеспечить учет экономической стоимости пандемий в процессах производства и потребления, а также в государственной политике и бюджетах.
— Поощрять преобразования, необходимые для сокращения моделей потребления, глобализации сельскохозяйственной экспансии и торговли, которые привели к пандемиям, в том числе путем включения налогов или сборов на потребление мяса, животноводство и другие формы деятельности, связанной с высоким риском пандемий.
— Снижение рисков зоонозных заболеваний при международной торговле дикой природой посредством: нового межправительственного партнерства в области здравоохранения и торговли; сокращения или уничтожения видов с высоким риском заболеваний при торговле дикой природой; укрепления правоохранительной деятельности во всех аспектах незаконной торговли дикой природой; и улучшения образования местного населения в очагах заболеваний о рисках для здоровья, связанных с торговлей дикой природой.
— Расширение участия и знаний коренных народов и местных общин в программах профилактики пандемий, обеспечение более высокого уровня продовольственной безопасности и снижение потребления диких животных.
— Устранение наиболее важных пробелов в знаниях, таких как поведение, связанное с риском, важность незаконной, нерегулируемой, а также законной и регулируемой торговли дикой природой в отношении риска вспышек заболеваний, и улучшение понимания взаимосвязи между деградацией и восстановлением экосистем, структурой ландшафта и риском возникновения заболеваний.
Хотя это не один из типичных межправительственных оценочных докладов IPBES, это выдающаяся публикация, подготовленная 22 ведущими мировыми экспертами в области зоологии, общественного здравоохранения, экономики и права, представляющими все континенты. Их работа прошла рецензирование и основана на новейших научных данных: цитируется 600 исследований, причем треть из них опубликована начиная с 2019 года.