Ребенок-астматик: психологические аспекты заболевания

Бронхиальная астма — одно из самых распространенных психосоматических заболеваний у детей в наши дни.

Симптом представляет собой не только органическую дисфункцию, но и является выражением психологических и эмоциональных аспектов, которые символизируют нечто, выходящее за пределы тела.

Легкие — это особый орган: Он представляет собой первый момент, когда ребенок с рождения испытывает свою способность к выживанию; это место, где происходит первый отрыв от полной зависимости в сторону биологической потребности в автономии, и астматический приступ может быть прочитан, когда он проявляется, как «крик о помощи» самого ребенка, чтобы привлечь внимание, любовь и привязанность матери, как «заторможенный и подавленный» плач, проявление гнева и страдания по поводу отрыва от матери.

Поэтому повторяющиеся астматические кризы реактивируют глубокий страх неадекватности, хрупкости и зависимости от материнской фигуры.

Отношения между матерью и ребенком представляют собой точку опоры индивидуального роста и поэтому могут оказывать сильное влияние на возникновение астматического заболевания. Важно реконструировать этапы психологического развития астматического пациента, начиная со значимых эталонных цифр.

Согласно психодинамическому подходу фундаментальный фактор представлен конфликтом, который фокусируется на неразрешенной зависимости от материнской фигуры. На ранних стадиях младенческого развития детей-астматиков часто наблюдается чрезмерная забота матери по отношению к ребенку, которая препятствует развитию автономии и приводит к возникновению сильных потребностей в эмоциональной зависимости , или же возникают трудности в уходе за ребенком, которые навевают мысль о безответственной и отсутствующей матери, которая в свою очередь является «жертвой» эмоционального дефицита, пережитого в детстве.

Существуют некоторые типичные ситуации, которые реактивируют эти упомянутые первичные переживания, провоцируют эмоциональный стресс, например, способствующий астматическому кризу: угроза потери объекта; ситуации ревности или соперничества братьев и сестер за сохранение привилегированных отношений с матерью, трудности или эмоциональный стресс, провоцирующие бессознательные желания регрессии , то есть потребность в материнской защите.

Дети с астмой из-за такого двойственного отношения рискуют вырасти с очень сильным чувством неуверенности и неадекватности, которое будет все больше ограничивать их личную автономию.

«подавленный плач» в адрес матери, который они выражают, является показателем того, что им трудно плакать , на самом деле было замечено, что многие астматические кризы заканчиваются, когда пациент может выпустить пар плачем. В литературе также существуют различные психологические теории: например, некоторые ученые утверждают, что иногда чрезмерная забота матери служит для компенсации бессознательных реакций отвержения по отношению к ребенку, так же как другие подчеркивают символическое значение блокады (бронхоспазма), которую имеет астматический криз, выражающий одновременно бессознательный импульс попросить помощи у материнской фигуры и подавление самого импульса, если есть страх, что просьба может быть не удовлетворена.

Читайте по теме:  Виды бронхиальной астмы

Мать ребенка-астматика описывается как человек, который, помимо того, что не разрешил свои конфликты эмоциональной зависимости по отношению к референтной материнской фигуре, не способен найти альтернативные источники удовлетворения , пытается привязать сына к себе отношениями полной зависимости, не позволяя ему достичь «желанной» автономии. В типичном конфликте ребенка-астматика между потребностью в автономии и потребностью в зависимости от матери, последняя в конечном итоге преобладает благодаря болезни; ребенок нуждается в уходе, и благодаря симптому устанавливается порочный круг. Мать некоторым образом компенсирует болезнь ребенка и в итоге «не может любить ребенка, если он не болен». Болезнь становится для ребенка средством поддержания привилегированных отношений с матерью, представляя собой одно из вторичных преимуществ, которые часто сопровождают болезнь

Связанные статьи

Материнское беспокойство. «Я не могу выносить, когда остаюсь без своего ребенка»

Материнская тревожность: почему некоторые матери испытывают тревогу и не могут оторваться от своего ребенка? Психолог отвечает

Как вести себя, если отец холоден по отношению к своим детям

Холодный отец по отношению к своим детям? Психолог объясняет, как вести себя, если партнер/муж проявляет холодность по отношению к детям, а дети страдают

Тревожность у детей: напоминание о том, что не стоит недооценивать

Тревога, страх и страдание — это откровения о дискомфорте, который испытывает ребенок. Но как отличить настоящее расстройство от простой фазы изменений?

Ребенок не ест? Мама беспокоится (слишком сильно)

Истоки здоровых и сбалансированных отношений с едой уходят корнями в самое раннее детство; мать в своей роли воспитателя закрепляет в ребенке возможность саморегуляции механизмов голода/сытости, и наоборот.

Привязанность матери к ребенку в первые годы жизни

Как развивается привязанность между матерью и ребенком? Каковы этапы? Джон Боулби, известный британский психолог и психоаналитик, определил привязанность как «врожденную склонность к поиску защитной близости с членом семьи».

Депрессия у маленьких детей: как ее распознать и что делать

Перепады настроения, грустные мысли, изоляция и замкнутость. Но также потеря энергии, легкая утомляемость и бессонница: вот некоторые из симптомов, которые должны насторожить родителей и могут предвещать…