Лучезарный сон; диссертация

От историко-антропологической реконструкции феномена сновидения к наиболее актуальным психофизическим приобретениям, для применения в психотерапевтической области

Ключевые слова

Люцидный сон, сознание, психотерапия, квантовая физика

Абстрактный

Целью данной статьи является анализ феномена Люцидного Сновидения, необычного состояния сознания, в котором человек осознает себя сновидящим, находясь в сновидении, и в котором он парадоксальным образом способен оказывать сознательное влияние на материал сновидения (Tholey, 1980).

Начиная с точной историко-антропологической реконструкции эволюции опыта сновидений в истории человечества, ход развития иллюстрируется в рамках широкой психотерапевтической и нейронаучной панорамы сегодняшнего дня: начиная с вклада, первоначально привнесенного Фрейдом, Юнгом и Хиллманом, а также гештальт-подхода и наиболее актуальных методологических разработок, приобретенных когнитивистской ориентацией, анализ сновидений используется как мощное увеличительное стекло на герметичные бессознательные процессы человеческого разума.

Мы продолжаем углубляться в самые современные экспериментальные приобретения в психофизиологической области, касающиеся светлых сновидений, посредством детального анализа пионерской работы, проведенной в Стэнфордском университете Стивеном ЛаБерджем (1990), посвященной феномену светлых снов. На основе скрупулезного изучения научной литературы в ней также показано, какие конкретные аспекты люцидного сновидения оказались особенно полезными и эффективными в лечении подопытных, и аргументировано показано, как они могут быть реализованы и применены в терапевтических целях.

Освещены резонансы анализируемого явления с измерением гипноза, практикой Mindfulness , некоторыми инновационными техниками клинической работы со сновидениями, Онирической йогой и древними восточными традициями; также освещены последствия для природы самой реальности.

Для завершения нарисованной таким образом феноменологической картины представлена теория биоцентризма (Lanza, 2007), вставленная в контекст ее принадлежности, то есть: квантовой физики.

  1. Историко-антропологическая реконструкция онейрического феномена

Сновидения — это опыт, который разделяют все люди, независимо от времени, места, культуры, личности и социальной роли; он непроизволен, возникает спонтанно во время сна, и эта характеристика делает его универсальным. Она непроизвольна, возникает спонтанно во время сна, и эта характеристика делает ее универсальной. Она представляет собой аспект деятельности сознания, который является универсальным по охвату, как эмоции, ощущения, мышление и самосознание. «Сновидение, возможно, стоит у истоков любой формы рефлексии человека над самим собой: оно сразу же приводит нас к вопросу о его смысле, который всегда является также вопросом о смысле, который мы придаем нашей жизни» (Coelli, 2013). Более того, как отмечает Ревонсуо (2006), сон раскрывает феномен человеческого сознания в его чистом виде, действующего в уникальном и изолированном контексте, каким является именно сон (Revonsuo, 2006).

Благодаря историко-антропологическому анализу, проведенному в первой главе, можно отметить, как с момента появления первых письменных записей в истории человечества в них сразу же появились и сны, и как они всегда были связаны со сферой тайны, самоисследования, расширения сознания и священного. Современная западная цивилизация, мир после Ренессанса, совпадает с рождением и утверждением научного метода, применяемого как к науке, так и к жизни. Такой подход постепенно секуляризировал сон, превратив его в «проявление психики индивида, инструмент для самоанализа и самопознания» (Coelli, 2013).

  1. Мечта в современной западной психологии

После анализа онейрического феномена в рамках современной психотерапевтической панорамы можно утверждать, что Фрейд, Юнг и Перлз, с определенной точки зрения, «архетипически основали» каждую современную систему терапевтического подхода к сновидениям, определив в измерениях интерпретации, амплификации и актуализации основополагающие основы онейрического эволюционного процесса (Coelli, 2013). Сегодня необходимо добавить четвертый, который является одновременно древним и чрезвычайно актуальным: поддержание сознания внутри сновидения — феномен, который присутствует в истории человечества на протяжении тысячелетий, начиная с древних индо-тибетских традиций.

  1. Люцидный сон
Читайте по теме:  Рефлюксный кашель, натуральные средства для помощи

Голландский психиатр Фредерик Виллемс Ван Еден первым ввел термин «люцидный сон» (Van Eeden, 1913), обозначающий опыт, во время которого сновидец полностью осознает себя и может выполнять сознательные действия в самом сне. Первыми учеными, предоставившими экспериментальные доказательства существования люцидных сновидений, были Алан Уорсли (1984) и Стивен ЛаБердж (1986), но они развивали свои работы независимо друг от друга.

Научившись видеть ясные сны, эти двое провели эксперимент, в котором они использовали движения глаз, которые они предварительно установили с экспериментаторами, чтобы сигнализировать, когда они осознавали, что видят сон. Во время эксперимента психическая активность отслеживалась электрофизиологически, и трассировка ЭЭГ была типичной для фазы REM — активности, которая возникает только во время сна (Hobson, 2009).

В третьей главе данной работы представлены и обсуждены эмпирические результаты, полученные в ходе экспериментального анализа люцидных сновидений, а также психофизиологические корреляты сознания во время REM-сна и методы исследования этого феномена, проведенные Стивеном ЛаБерджем и сотрудниками Стэнфордской лаборатории сна, начиная со статьи Lucid Dreaming: Psychophysiological Studies of Consciousness during REM Sleep (1990).

  1. Люцидные сновидения как терапевтический инструмент

Начиная с анализа психофизиологических коррелятов человеческого сознания в состоянии люцидного сновидения, в четвертой главе тщательно исследуются найденные к настоящему времени в научной литературе доказательства бесчисленных применений и последствий люцидного сновидения в психотерапии (Brylowski, 1990; Zadra & Phil, 1997; Spoormaker et al ., 2003; Spoormaker & van den Bout, 2006; Harb et al ., 2016; Blagrove & Tucker, 1994; Blagrove & Hartnell, 2000; Soffer-Dudek et al ., 2011b; Snyder & Gackenbach, 1988; Gruber et al ., 1995; Doll et al ., 2009).

В дополнение к этому обзору, глава далее расширяет и исследует возможности терапевтического использования люцидных сновидений, основываясь на следствиях, которые дает такое состояние сознания относительно человеческого сознания и природы самой реальности.

  1. Люцидный сон и квантовая физика

Теория биоцентризма, разработанная Робертом Ланза в сотрудничестве с астрономом Бобом Берманом и опубликованная в статье Новая теория Вселенной: биоцентризм опирается на квантовую физику, вводя жизнь в уравнение (2007), ставит человеческое сознание в основу понимания окружающей действительности.

Согласно теории Ланца, которая основана на эмпирических исследованиях, подтверждающих саму Квантовую механику, невозможно понять реальность без учета фундаментальной роли, которую играет человеческое сознание. Биоцентрическая теория объясняет, как можно проследить генезис правил, необходимых для понимания мира, для его интерпретации и, прежде всего, для самого его восприятия, до человеческого сознания.

Пятая глава посвящена исследованию своеобразной интеграции, которая может быть сделана между выводами о природе человеческого сознания, вытекающими из экспериментов, проведенных в области люцидных сновидений, и выводами, вытекающими из биоцентрической теории (Lanza, 2007).

Автор

Валентина Розоне — магистр, клиническая психология и психология здоровья