Вопрос
Если я не ошибаюсь, именно функциональность ресничек бронхов делает слизь жидкой, а у нас, больных ФК, слизь слишком плотная, и эти реснички не могут сделать ее жидкой, но есть ли у здоровых людей слизь, мокрота, но жидкая, или мокрота отсутствует?
а если здоровый человек делает посев мокроты, показывает ли он бактерии или полное отсутствие?
если здоровый человек принимает, например, бодрящую маску или другую физиотерапию, происходит ли отхождение мокроты или нет?
Ответ
Попробуем кратко изложить проблему бронхиальной слизи и ресничек в нормальных и патологических условиях.
То, что мы называем слизью, является результатом процесса секреции эпителиальными клетками дыхательных путей и некоторыми маленькими железами, которые находятся под слизистой оболочкой бронхов (известные как подслизистые железы). В нормальных условиях эта слизь немногочисленна, но всегда присутствует, и довольно жидкая (представьте себе что-то вроде слюны): она образует тонкий слой, который равномерно покрывает поверхность дыхательных путей (от носа до мельчайших бронхов), что в первую очередь позволяет поддерживать правильную влажность и температуру воздуха в дыхательном дереве. Эта слизь находится в постоянном движении, от периферии бронхов или от носа вниз к горлу: ее движение обеспечивается биением вибрирующих ресничек, которые представляют собой очень маленькие нитевидные выросты клеток респираторного эпителия, погруженные в наиболее клейкую часть слизистой пленки. Сложная функция, осуществляемая слизью и ресничками, называется «мукоцилиарный клиренс» и призвана обеспечить непрерывную очистку дыхательных путей: все частицы, которые мы вдыхаем с воздухом, включая вирусы, бактерии, споры грибов, пыль, пыльцу и т.д., оседают на слое слизи и удаляются с этой постоянно движущейся пленки благодаря деятельности ресничек.
В нормальных условиях слизистая секреция не ощущается, потому что она скудная и текучая. Даже если мы делаем специальное лечение, например, бодрящую маску, мы не можем нормально ощущать присутствие «мокроты» или производить мокроту. Но как только дыхательные пути воспаляются (назальный ринит, бронхиальный бронхит), количество секреции увеличивается, и слизь может стать более густой, особенно если воспаление вызвано инфекцией, поскольку белые защитные клетки устремляются внутрь и «утяжеляют» слизистый слой.
При муковисцидозе основной дефект заключается в том, что слизь более плотная: она бедна водой (обезвожена) и поэтому не очень жидкая. Это затрудняет работу ресничек, что задерживает и неадекватно очищает дыхательные пути. В результате бактериям (которые мы все обычно заносим через дыхание) требуется больше времени, чтобы остаться в дыхательном дереве и запустить механизмы адаптации к новым условиям окружающей среды и, наконец, прикрепиться к стенкам дыхательных путей, размножиться и выделить какие-либо токсичные вещества. За этим следует воспалительная защитная реакция организма: приток белых кровяных телец, повышенное выделение слизи эпителиальными клетками и подслизистыми железами. Затем слизь становится все более густой и нарушает «мукоцилиарный клиренс», вплоть до обструкции дыхательных путей, особенно периферических — бронхиол. Конечно, у пациентов с муковисцидозом реализуются и альтернативные механизмы очищения дыхательных путей: в основном это кашель, работа самого дыхательного насоса (который массирует дыхательные пути) и физическая активность (которая активирует дыхательный насос и взбалтывает выделения). В основном это основные механизмы, которые активизируются и усиливаются при использовании респираторной физиотерапии в качестве компенсации недостаточного мукоцилиарного клиренса.